Posted 11 ноября 2013,, 08:40

Published 11 ноября 2013,, 08:40

Modified 2 марта 2023,, 17:22

Updated 2 марта 2023,, 17:22

Хоронить или сжигать? Что думают пермяки о строящемся крематории?

Хоронить или сжигать? Что думают пермяки о строящемся крематории?

11 ноября 2013, 08:40
Лилия Козлова
Фото: Кирилл Козлов
«Было сказано: «Восстанут мертвые тела». А что восстанет из пепла?» — задаются вопросом горожане.

Через год в Перми может появиться крематорий. Мы вышли на улицу Ленина, чтобы узнать, что об этом думают пермяки. Тема деликатная, поэтому людей для опроса подбираем аккуратно.

Решительно перехватываем улыбчивого молодого человека. Крематорий Перми нужен, убежден наш собеседник.

— Это полезный проект. Сэкономим место на кладбище. Да я бы и сам не отказался быть кремированным, — с улыбкой признался Александр.

— А как же навещать усопшего? Для большинства людей поход на кладбище — это семейная традиция.

— Всегда есть урна с прахом. По-моему, это вполне равнозначно, — убежден молодой человек.

— В России хотят узаконить частные кладбища. Как вы к этому относитесь?

— Я против частных кладбищ, — изменился в лице Александр. — Бандиты проталкивают такие законы, чтобы хранить там неугодных.

Останавливаем куда-то спешащую Альбину. Девушка расстерянно пожимает плечами.

— Я не задумывалась никогда, но и не могу сказать, что против крематория, — пожимает плечами наша собеседница. — Пусть будет. Насколько я знаю, проблема заполнения кладбищ уже давно обсуждается, они все разрастаются и разрастаются…

Замечаем пожилого задумчивого мужчину со взглядом, направленным вдаль. Прерываем своим вопросом его размышления.

— Проблема давно назрела, все кладбища переполнены уже, — проговорил мужчина, представившийся Валерием. — Давно пора построить крематорий. Цивилизованный метод. Это, наверное, не по-христиански, но у кремлевской стены лежат же политические деятели, а тоже не по-христиански.

Отвечая на вопрос о частных кладбищах, Валерий включил интонацию прожженого аналитика.

— По поводу частных кладбищ сложно сказать однозначно, есть и положительные моменты и отрицательные, — бодро рассказал мужчина. — Вообще, есть такая тенденция: когда сфера переходит в руки «частников», она становится корыстной. Тут уже вопрос цены и добросовестности владельца.

Самой юной собеседницей стала 19-летняя студентка Наталья. Вопрос о проблеме заполнения кладбищ и строительства крематория ввел девушку в замешательство:

— Главное строить этот крематорий не в самом городе, а где-нибудь рядом. Иначе будут такие ароматы! — заливисто хохочет Наталья. — Люди должны иметь выбор. Хотя лично про себя я еще не думала. А частные кладбища… я думаю, это очень хорошо. Можно купить место для всей семьи, например.

Вера Леонидовна 13 лет назад потеряла мужа.

— Я уже сказала своим детям, чтобы меня кремировали и урну захоронили рядом с мужем» — рассказала женщина. — Все мы знаем, что на южном кладбище нет мест, на северном хоронят очень глубоко. А когда покойника хоронят в воду, это очень страшно.

— Вспомните, великие люди себя позволяли кремировать. Хемингуэй, например… Да вы, я думаю, и сами знаете, — с мечтательной улыбкой закончила женщина.

Антон не дает нам закончить вопрос.

— А зачем? А что если за городом хранить людей? Я не категорически против, просто не вижу смысла. Зачем он нужен, мне непонятно. Можно найти другое место для кладбища. Хоронить отсеками или ярусами, придумать какие-нибудь такие штуки, — рассудил молодой человек.

Пожилая пара, которая неспешно прогуливается по улице, сразу бросается в глаза. Разговорившись с супругами, мы узнали, что Валерию Ивановичу сегодня исполнилось 72 года. Несмотря на праздничный день, наш вопрос мужчину совсем не смутил.

— Лично у меня никакого мнения по этому поводу нет. Я уже нацелился на северное. А крематорий…да, древние сжигали, но по моему христианская религия против этого.

Из земли взят, в землю и пойдешь, — вступила в разговор супруга — Екатерина Антоновна. — Мы, конечно, против! Тем более святоч говорит, что потом восстанут тела. А что там восстанет из пепла?»

— Не то, что против, Катенька! - успокаивает супругу муж. — Просто это не для нас, хотя кому-то, может, и нравится. Пусть строят. Это необходимость. Верующие лягут как обычно, а неверующие как раз могут воспользоваться крематорием. Это сократит площадь под кладбище.

Ольга Геннадьевна только что вышла на пенсию. Женщина настроена решительно: крематорий строить необходимо!

— Кладбища переполнены, они приобретают угрожающие размеры, — забеспокоилась женщина. — Да и не все у нас одной веры, не все хотят лечь в землю. Должен быть выбор у всех. Возить тела в Екатеринбург — насколько я знаю, ближайший крематорий там — очень дорого и хлопотно. Убитым горем родственикам не справиться с этими проблемами. Моя мама умерла в 1999 году, перед этим она говорила, что хотела бы быть кремированной. К сожалению, я не смогла исполнить ее желание.

"