Posted 4 августа 2014,, 04:00

Published 4 августа 2014,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 17:45

Updated 2 марта 2023,, 17:45

Там, где погода меняется каждые три часа. Отправляемся на пермскую метеорологическую станцию

Там, где погода меняется каждые три часа. Отправляемся на пермскую метеорологическую станцию

4 августа 2014, 04:00
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
«За все мои 28 лет работы, впервые такое холодное лето», — рассказывает начальник пермской метеостанции Надежда Шипицина, провожая меня между осадкомерами и плювиографом...

Пермская гидрометеорологическая станция находится на окраине города, в поселке Архирейка. Добираться до метеостанции не просто, кто-то ездит с микрорайона Нагорного, кто-то с Мотовилихи. Некоторым, чтобы доехать до работы приходится делать по три пересадки. Рядом со станцией расположены частные жилые дома, вокруг бегают дети.

Встречает меня Надежда Шипицина. Ее специальность звучит как «техник-метеоролог». На станции женщина проработала 28 лет и теперь возглавляет ее.

— К вам дети не перебираются за ограду, не пакостят?

— Нет, они еще маленькие, не понимают особо. А мы сказали им, что у нас тут много электричества.

— Нравится ли Вам ваша работа? — спрашиваю у моего «экскурсовода».

Работа нравится, должность — нет. По натуре я совсем не начальник, — улыбаясь отвечает Надежда Геннадьевна.

В маленьком вагончике, где располагаются сотрудники станции очень уютно. Женский коллектив: везде порядок, на столе стоят лилии, а нас уже спешат напоить вкусным чаем с конфетами.

«В 2014 году нам исполнилось 182 года. Наша станция по Пермскому краю самая большая. В 2011 мы переехали из большого здания в маленький вагончик», — начинает свой рассказ начальник станции.

— Наблюдения мы проводим каждые три часа. Круглосуточно. Получается, за сутки мы восемь раз выходим на площадку. Наблюдаем за температурой почвы на поверхности, на глубинах. Но сейчас уже все приборы стоят автоматические, поэтому термометры, которые раньше считались основными инструментами, у нас уже практически не используются. Все данные, которые получаем, отправляем в центр.

— То есть метеостанция никогда не прекращает свою работу?
— Даже когда мы переезжали из одного здания в другое, наши наблюдения были непрерывными. На всякий случай у нас есть аккумуляторы, правда только на три часа.

— Были ли зафиксированы какие-нибудь рекорды?
— За все мои 28 лет работы, впервые такое холодное лето.

— Насколько точны данные, которые вы получаете?
— Все данные мы получаем с помощью автоматических приборов, поэтому погрешности совсем не большие и не значительные.

— Часто ли меняются сотрудники?
— Раньше менялись часто, но последние три года сотрудники постоянные. Есть у нас женщина, она проработала на станции 36 лет.

Прошу Надежду Геннадьевну показать мне приборы, с которыми приходится работать метеорологам. Выходим на улицу. С погодой повезло — солнечно и почти безветренно. Возле вагончика растут ягоды, огурцы, помидоры, огромное количество цветов.

Территория станции небольшая, 20 на 20 м. Все приборы установлены по определенным правилам, каждый строго на своем месте. Если не знаешь их назначения — можно подумать, что это просто белые коробки и ящики.

Ожидание увидеть огромные мощные машины быстро уходит. В реальности — ручные термометы, палочки, деревянные постройки. Осадкомер Третьякова, плювиограф, натяжные термометры — вот то, с чем работают метеорологи.

Особое внимание привлекает маленький, стеклянный шар. Получив разрешение поднимаюсь, что бы разглядеть его поближе. Называется он гелиограф, с его помощью метеорологи наблюдают за продолжительностью солнечного сияния, когда солнце не закрыто облаками. Меняют положение чаши дважды в день: в 14:20 и вечером, после захода солнца. На севере, где белые ночи длиннее, такую чашу меняют три раза в сутки, ведь солнце там практически не заходит за горизонт.

Рядом на земле, под палящим солнцем лежит термометр, который измеряет температуру в данный момент времени. Еще четыре — вставлены в землю, строго под углом 45 градусов, каждый на разную длину: пять, десять, пятнадцать и двадцать сантиметров.

Большую часть работы сотрудники метеостанции выполняют вручную. К примеру, для того, чтобы узнать, на сколько промерзла почва в зимний период, под землю опускают трубку наполненную водой, и уже потом смотрят, до какого деления вода замерзла.

Для каждой погоды есть своя специфика наблюдения. Например, в грозу или сильную облачность метеорологам приходится наблюдать очень внимательно и не уходя в помещение — «вдруг что-то изменится».

Труднее всего метеорологам приходится зимой. Они ходят в лес и поля на снегосъёмки до тех пор, пока весь снег не сойдет. Там они измеряют высоту, и плотность снега с помощью специальных приборов. Кроме того, зимой приходится вручную откапывать станцию от снега.

Все осадки, получаемые во время дождя, снега или града, отправляют в Свердловск и Обнинск на исследования. Заканчиваем осмотр станции и возвращаемся в вагночик.

В маленькой комнатке, Надежда Геннадьевна снимает с книжной полки старый, уже слегка пожелтевший журнал, в котором записаны все данные наблюдений, начиная с 1917 года. Девяносто семь лет, а бумага сохранилась отлично.

Работа метеорологов простая и сложная одновременно, главное в ней — любить природу и внимательно следить за ее капризами. Метеорологи надеются на то, что август будет теплым, и как все, очень ждут солнца.

Фото Кирилл Козлов, текст — Любовь Погодина.

"