Posted 28 августа 2014,, 03:00

Published 28 августа 2014,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 17:38

Updated 2 марта 2023,, 17:38

Как подготовить ребенка к первому звонку. 8 советов психолога

28 августа 2014, 03:00
Накануне 1 сентября разговариваем с детским психологом Марией Шапошниковой о том, как объяснить ребенку, что «айпад» не приносит счастье, что поможет подружиться с одноклассниками и почему ему не стоит курить, пить и материться.

Совет №1. Проверьте, насколько ваш ребенок внимательный

— Перед родителями 6–7-летнего ребенка встает вопрос: готов ли он стать школьником. На что нужно обратить внимание, принимая решение о том, что ребенку пора в школу?

— Прежде всего на степень развития памяти, внимания, мышления, способности усваивать информацию, слушать взрослого. Важна и школьная мотивация — то, насколько ребенок заинтересован в учебной деятельности.

Родителю это оценить непросто, потому что мы необъективно относимся к своим детям, они для нас лучшие. А зрелость этих способностей оценивается определенными методиками. При этом задумываться и подготавливаться к этому надо значительно раньше, не в 6–7 лет, а за два-три года до поступления в школу.

— Как понять, что ребенок психологически готов идти в школу?

— Дети перед школой находятся в детских коллективах. Редко бывает такое, чтобы ребенок пришел из дома, а не из детского сада — в таком случае ему действительно тяжело адаптироваться. Если есть сомнения, родителям стоит обратить внимание на то, как он ведет себя в детском саду. Может быть такое, что ему и там тяжело привыкнуть к коллективу, к каким-то занятиям, которые требуют активного внимания, и ребенок отстает, у него не хватает усидчивости. Он вроде бы и умненький, читает, считает уже, но больше склонен к игровой деятельности, не хочет слушать инструкций, постоянно отвлекается. Такие моменты могут стать для родителей звоночками о том, что ему пока рано в школу. Важно разобраться, с чем это связано, но за этим необходимо обращаться к специалистам.

Существует диагноз — дефицит внимания. Такая проблема может быть вызвана, например, органическими нарушениями. При дефиците внимания ребенку сложно концентрироваться на заданиях, на уроках, на выполнении каких-то действий, он часто отвлекается. При этом часто бывает так: дети, у которых наблюдается дефицит внимания, хотят в школу. Но они хотят там играть.

Родители также могут увидеть как раз нежелание ребенка учиться. Для малышей нормально хотеть в школу — они хотят повзрослеть, начать ходить с портфелем, как старшие братья и сестры. А если ребенок не хочет учиться, хочет только играть, это должно насторожить. Причины могут быть разные: например, родители или старшие дети негативно отзываются о школе. Но это редкий случай.

Совет №2. Поговорите с детьми о сексе заблаговременно

— О чем до 1 сентября нужно рассказать ребенку, чтобы в школе это не стало для него неожиданностью? К вопросу о половом воспитании, например. Сейчас первый класс — уже не такой ранний период для того, чтобы дети узнали определенные вещи от родителей, а не от одноклассников, тем более, что информация может быть донесена ими не верно?

— Не думаю, что разговоры о половом воспитании надо приурочивать к 1 сентября. В каждом возрасте есть период, когда человечек начинает интересоваться половым вопросом. И нужно на доступном ему языке дать реалистичный, но понятный для ребенка ответ. И половое воспитание, конечно, надо не к семи годам начинать, а гораздо раньше.

Мальчики и девочки, придя в детский сад, понимают различие мальчиков и девочек. Как раз в 7–8 лет, т .е. в период первого класса, ребенок входит в латентную фазу — ему тогда половой вопрос не особо интересен, он занят учебой. Интерес начинается уже у детей постарше, когда появляется влюбленность.

Если говорить о безопасности в принципе, тут будет разумно научить ребенка ходить до школы и обратно, объяснить, что не стоит общаться с незнакомцами, рассказать, как можно избежать такого общения. Рассказать, что делать в экстренных случаях, научить звать на помощь. То есть необходимо прояснить стандартные вопросы безопасности. Хотя обычно родители не отправляют ребенка одного в школу с первого же дня, но лишней такая просветительская работа не будет.

Конечно, это тоже нужно делать не за неделю до торжественной даты. У нас неплохая дошкольная система воспитания, в детских садах уже готовят ребенка к «большому миру». Задача родителя — показать конкретные пути, разъяснить индивидуальные вещи.

Совет №3. Заведите приятельские отношения с классной

— Стоит ли заранее познакомить ребенка с классным руководителем и будущими одноклассниками?

— От того, узнает он своих одноклассников и учителя 31 августа, а не 1 сентября, мало что поменяется. Хорошо, если они будут знакомы заранее, например, если ребенок посещал воскресную школу при учебном заведении, в котором будет учиться. Это улучшит его адаптацию.

Дальше уже зависит, наверно, от тревоги родителей — хотят они ориентироваться, кто есть кто в классе — их дело. При этом немаловажно знакомство с классным руководителем не ребенка, а самих родителей. Лучше всего выбирать педагога, знать, к кому идешь, потому что тут все зависит не столько от престижа школы, сколько от личности, которая будет работать с ребенком на протяжении четырех лет. Родителям обязательно нужно познакомиться с тем, кому они собираются вверить свое чадо.

Совет №4. «Айпад» — не ценность, а средство обучения

— В новом для ребенка коллективе неизбежно будет присутствовать социальное расслоение — у кого-то родители более обеспеченные, у кого-то менее. Как помочь ребенку понять, что это неизбежность жизни и «айпад» для первоклашки — не есть счастье?

— Это проблема, с которой ребенок будет сталкиваться не только в первом классе. Ее решение будет зависеть от ценностей, которые прививаются в семье. Надеяться на то, что в семь лет ребенок будет устойчив к подобным эмоциям, и не будет завистлив, нельзя. Все равно он будет хотеть то, чего у него нет. Этот вопрос нельзя решить осуждением ребенка в стиле: «нехорошо завидовать», но можно разобраться, обсудив это. Не нужно и жалости к себе и к нему — «бедный мой сыночка, не может получить того, что хочет».

Нужно прививать правильные ценности. Многие говорят: «Вот будешь хорошо учиться — сможешь купить себе сам все, что захочешь». Тут важно тоже не перегнуть палку, чтобы ребенок не был на этом зациклен. Посыл «ценность учебы — только в том, чтобы потом устроиться на работу и зарабатывать деньги» — неправильный.

Во многом ребенок относится к школе, к учителям, так же, как относятся родители. Если у его родителей это не вызывает беспокойства — они говорят «Ну да, есть у него этот гаджет. Ну, здорово. У нас нет. Ну и что? Давай лучше с тобой в воскресенье в зоопарк сходим» — то и ребенок будет к этому нормально, спокойно относиться.

— А в случае, если ребенок как раз из такой семьи, которая может ему позволить дорогие гаджеты и игрушки — как ему объяснить, что не нужно смеяться на одноклассником из не очень обеспеченной семьи?

— А кто это должен объяснять?

— Родители… Или не должны?

— Если родители не хотят, чтобы ребенок чувствовал себя лучше других из-за благосостояния своей семьи, чтобы смеялся над теми, кто беднее, то, наверно, они и не будут баловать его этими гаджетами. Если они экипируют ребенка по последнему писку моды, одевают во все самое дорогое, и дают с собой в школу телефон и планшет, то они в какой-то степени делают это не для того, чтобы сыну или дочке было хорошо, а для демонстрации собственных материальных возможностей. Вряд ли они при этом задумываются о том, как ребенок будет относиться к другим.

Я знаю многих обеспеченных родителей, которые аскетично относятся к своим детям в материальном плане. Да, они вкладывают деньги в учебу, в дополнительные занятия. Но одевают их демократично, покупают самые простые телефоны. И у таких детей и мысли не возникнет над кем-то потешаться. Это делают как раз те, чьи родители склонны бахвалиться своим богатством.

Совет №5. Не компенсируйте свои комплексы за счет ребенка

— Из-за стремления к тому, чтобы ребенок был лучшим — прекрасно учился, был записан в 18 секций — школьник зачастую «перегорает». Как понять, на что способен ребенок, что ему будет по силам, и не переусердствовать?

— Давать большую нагрузку надо, когда ребенок сам что-то просит, когда тех занятий, которые он посещает, ему мало. Либо, если вы видите, что он все уже переделал, что мог, и мается от безделья. Или когда он сам стремится — ходит в «музыкалку», а хочет еще и в «художку», и в спортивную секцию. Такие дети тоже есть. Они гиперактивные, талантливые, много всего поглощают и вмещают.

Но если ребенок не хочет, это не значит, что его никуда не нужно отправлять. Его просто нужно правильно организовать. Найти для него занятие — ответственность родителей. Но выжимать из него слишком много не нужно. Вообще, психология ребенка очень гибкая, на самом деле, она может вместить очень много всего. В отличие от взрослого, ребенок лучше приспосабливается, быстрее переключается от занятия к занятию, он как резина растягивается. И может лопнуть.

При этом ребенок, который стремится порадовать своих родителей, прививших ему тягу к «быть лучше всех», до последнего не будет говорить им о том, что ему тяжело. Так скажем, более здоровый школьник, будет сопротивляться и говорить открыто: «Я не буду это делать, я не хочу, мне не интересно». А воспитанный, хороший будет стараться изо всех сил. Он знает, что папе и маме очень важны его достижения. Перенасыщенность его жизни будет проявляться в неврозах. Например, он может начать грызть ногти или выдирать волосы, брови, могут возникнуть проблемы со сном.

Стремление развить своего ребенка по-полной сродни ситуации с родителями, которые демонстрируют свое благосостояние через ребенка — тут тоже идет компенсация, рожденная детскими комплексами: «У меня самый лучший ребенок, а я самый лучший родитель».

— Таких родителей, наверно, самих в детстве отдавали во всевозможные кружки и секции?

— Как раз не факт. Если они были послушными детьми, то они, продолжая стараться быть хорошими — теперь уже родителями — хотят все делать так, как когда-то делали их папа и мама. Но многие ведут себя как раз наоборот: «наевшись» этих «музыкалок», они думают: «Да чтоб я отдал своего ребенка туда? Ни за что!». В таких случаях, кстати, часто появляется уже излишне либеральное отношение, и дети вкушают не ту свободу.

Совет №6. Ваш ребенок попробовал курить? Это еще не трагедия

— Еще один страх родителей — ребенок «подхватит» из школьных будней что-то плохое, например, мат. Что с этим делать?

— Единственная существующая норма — ребенок должен понимать, где можно материться, а где нельзя. При папе, маме, взрослых нормальный ребенок себя ограничит. В контакте со своими — будет использовать. На самом деле мат — тот язык, на котором они вдруг начинают разговаривать. Это нормальная стадия социализации, которую подростки должны пройти.

Дети из не самых благополучных семей, где такой язык в ходу и у родителей, в мате, обычно, изощренней, и у них он более устойчив. Дети с нормальным воспитанием, осознающие социальные нормы, этот период быстро проходят, периодически возвращаясь к нему, например, в подростковом возрасте. Это их личное дело, их личная жизнь — взросление, которое происходит по законам того социума, который им интересен.

— Что делать, если ребенок начинает курить?

— Курение — тоже чаще всего подражание. Тем более, если лидер в классе курит. Но если ребенок знает, что папа с мамой это категорически осуждают, тем более, если семья не курит, то вряд ли это войдет в систему и привычку. Исключая случаи, когда человечек в принципе ищет способы изменить сознание, когда реальность его не устраивает — в таком случае мы говорим уже о зависимости. Если же это только проба, подражание, то родителю, конечно, нужно высказать ребенку свое мнение, но сам факт — не трагедия. Это не значит, что ребенок испорчен, покатился по наклонной, а за этим пойдет пиво, водка и наркотики.

Совет №7. Не вмешивайтесь в личную жизнь ребенка

— Вы заговорили о личной переписке ребенка, о том, что там он может общаться на своем языке. Можно ли просматривать его переписку из соображений безопасности?

— Я категорически против такого вторжения в личное пространство. У любого человека есть свои секреты, и у ребенка в том числе. Что касается вопросов безопасности — ребенок должен понимать, что не со всеми можно вести переговоры и переписки. Он должен знать, что бывают такие дядьки и тетки, которые могут преследовать нехорошие цели. Тем более, он должен понимать, что нельзя отвечать на различного рода приглашения, высылать фотографии, которые эти люди просят. Даже если просят от имени сверстника. Плюс ко всему, сейчас есть различные программы, защищающие детей от определенных сайтов.

— Нужно ли помогать ребенку делать уроки, и в какой форме должна оказываться эта помощь? Если ребенок делает все сам, нужно ли проверять за ним?

— Родители, занимаясь обучением детей, играют в игру «кто во что горазд». Многие учатся за детей, а это самая большая ошибка. Потом, когда ребенок переходит в среднюю школу, в пятый-шестой класс, они спрашивают у классного руководителя: «Почему мой сын не учится?». Да потому что он не научился учиться. Задача родителей в первом классе — как раз привить ему способность воспринимать знания и использовать их. Не выучить за ребенка, не написать за него работу, сделать домашнее задание, а приучить его по вечерам за него садиться, привить режим дня, научить пользоваться учебниками, тетрадками и теми материалами, которые дает учитель. Это самое большое, что может сделать родитель.

Да, им задают большие объемы домашнего задания, и ребенок, по мнению родителей, может не справиться. И родители думают «Помогу, сделаю за него, он так устал». Это неправильно. Если ребенок действительно не справляется, но делает все сам, он начинает понимать, что что-то не так, что ему надо пересмотреть тот же режим дня. А когда за него все делают родители, он к этому, как ко всему хорошему, моментально привыкает. И дальше может пользоваться родителями уже на все 100%.

Совет №8. Если это требуется, защитите своего ребенка

— Что делать, если у ребенка не сложатся отношения с учителем или в классе? Нужно ли родителю вмешиваться в конфликтную ситуацию между ребенком и учителем?

— Если конфликт с учителем, то, как минимум, надо сходить в школу и узнать, что случилось. Ситуация должна решаться взрослыми людьми, которые, при условии вменяемости, придут к общему знаменателю. Ребенок в первом классе еще не способен критично рассудить, кто тут прав, а кто виноват.

— Стоит ли помогать в решении проблемы с одноклассником, самостоятельно разговаривая с ним или его родителями?

— Если конфликт с детьми, то надо исходить из его уровня. Если это просто какие-то междусобойчики, например, они делят игрушку, или кто-то позавидовал оценке другого, то, может быть, здесь и не надо встревать. Если это систематические издевательства над человеком, то вмешаться в ситуацию — обязанность взрослого. Ребенок должен чувствовать себя защищенным родителями.

Важна и профилактика этих конфликтов. Как правило дети, которые адаптированы к коллективу до школы, ходившие в детский сад, посещавшие кружки и воскресные школы, уже привыкли слушаться взрослых, знают, как выстраивать взаимоотношения, понимают, на что нужно обижаться, а на что — нет, где дать сдачи, и что этого не заслуживает. А если ребенок изнеженный, воспитанный в нарциссическом фокусе, которому родители всегда говорили, что он такой единственный и самый лучший, ему бывает сложно и с одноклассниками, и с учителями. Поэтому лично я призываю всех: хотя бы два года до школы надо поводить ребенка в детский сад. Там есть и коллектив, и система занятий, которая готовит ребенка к школьным урокам — она облегченная, в игровой форме, но она дает ребенку возможность адаптироваться.

"