Posted 28 января 2015,, 06:32

Published 28 января 2015,, 06:32

Modified 2 марта 2023,, 16:45

Updated 2 марта 2023,, 16:45

В гостях у криминалистов: «Вот здесь мы взрываем петарды и гранаты»

В гостях у криминалистов: «Вот здесь мы взрываем петарды и гранаты»

28 января 2015, 06:32
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
«Вор нашел пачку сигарет в квартире хозяев. Поскольку «язычок» на запакованной в целлофан пачке в перчатках снять невозможно, он машинально снял перчатку и сдернул полоску с упаковки». Истории от экспертов ГУ МВД, которые умудряются находить злодеев по звуку, читайте в нашем фоторепортаже.

Всего при ГУ МВД России по Пермскому краю работает 21 лаборатория: здесь проводятся ДНК-экспертизы, биологические, экспертизы наркотиков, и ценных бумаг. Мы начали свою экскурсию с отдела дактилоскопических учетов.

Этот рисунок не стирается и не исчезает на протяжении всей жизни, с рождения до самой смерти узор одинаковый, — встречает нас заместитель начальника отдела дактилоскопических учетов ЭКЦ ГУВД по Пермскому краю, Алексей Карпенко, держа в руках лист с отпечатками пальцев. — Этот рисунок можно уничтожить только вместе с пальцем. Но тогда у криминалиста появится другой вопрос: почему палец отсутствует?

В отделе дактилоскопических учетов личности преступников определяются по отпечаткам пальцев. Их здесь называют дактилокарты. Дактилокарты, взятые на месте преступления, проверяются по электронной базе, которая называется «Папилон». Она хранит в себе более 2 млн отпечатков преступников и сотрудников правоохранительных органов. Если система не отличит отпечатки, что есть в базе, от тех, что принес оперативник с места преступления, на обладателя падает серьезное подозрение. Детали будет выяснять следователь.

Скрыть свои отпечатки невозможно, утверждают эксперты. «Вы оставляете свою роспись, где бы ни находились» — уверяет Карпенко и в подтверждение рассказывает историю: вор нашел пачку хороших сигарет в квартире хозяев. Поскольку «язычок» на запакованной в целлофан пачке в перчатках снять невозможно, он машинально снял перчатку и сдернул полоску с упаковки. По микроскопическому отпечатку пальцев на «язычке» целлофана вора и вычислили.

Проходим по узкому коридору в другую лабораторию ГУВД, где исследуется оружие и патроны.

— В 2014 с помощью баллистической экспертизы были раскрыты два грабежа и одно убийство, — гордится начальник группы баллистических экспертиз, Дмитрий Шкляев. — Это значимая цифра для Пермского края.

Наибольшая часть преступлений, которые совершаются с применнием оружия — это убийства, причинение тяжкого вреда здоровью и браконьерство. В лаборатории исследуется не только оружие, но и пули с гильзами.

Пожары в Пермском крае случаются почти каждый день, некоторые носят криминальный характер. Задача специалистов взрыво-пожаротехнической лаборатории — восстановить события, при которых происходит возгорание и, если есть погибшие, выяснить причину их смерти.

— Несмотря на то, что здесь все выглядит как офис, мы тут изучаем пожары. — объясняет главный эксперт взрыво-пожаротехнической экспертизы Вадим Глушаев. — За компьютерами мы просматриваем документацию, вся основная работа проводится на выездах.

— Здесь мы взрываем небольшие зарядики, массой до 10 грамм, — показывает эксперт на серую бочку с завинчивающейся горловиной. — Она выдерживает и до 400 грамм, можно исследовать и петарды и гранаты. Когда что-то в ней взрываешь, происходит негромкий хлопок, и все.

— Часто наши земляки находят электродетонаторы и начинают ковырять их, а потом остаются без рук, — сетует Глушаев. Действительно, взрывчатых веществ лучше не касаться, если не имеешь специальных навыков.

Следующая лаборатория на нашем пути — медико-криминалистическая. Сюда попадают снимки с мест убийств, изнасилований, данные осмотров. Это помогает эксперту оценить причину смерти человека, точное время убийства и особенности его совершения.

Открываем дверь в последнюю лабораторию нашей экскурсии — в отдел фоноскопических экспертиз.

— Здесь мы проводим идентификацию личности по голосу. Кто-то позвонил, к примеру, и сообщил о предполагаемом взрыве в школе. Это лицо всегда устанавливается. — рассказывает начальник отдела специальных экспертиз Константин Лобанов.

Эксперт включает реальную аудиозапись звонка в полицию. Злоумышленник, не представляясь, рассказывает о заложенной бомбе в магазине. Криминалисты по особенностям голоса быстро вычисляют «шутника».

— Задерживается лицо, у него изымается образец речи, своеобразный «след голоса», то есть, он наговаривает на диктофон оперативника текст. — объясняет первый эксперт отдела фоноскопических экспертиз Елена Порина. — Есть такие признаки в голосе, которые невозможно подделать.

Нередко по номеру «02» звонят женщины, сообщают о взрыве, вымогательствах, оскорблениях.

— Бывает так, что преступники переговариваются по телефону между собой, обсуждают совершенное преступление. И это хорошее доказательство для нас, — добавляет Лобанов. — Все такие люди, как правило, находятся, и подобные дела заканчиваются судом.

О специфике работы криминалиста читайте в интервью с начальником экспертно-криминалистического центра ГУВД по Пермскому краю Андреем Барановым сегодня в 16:00.

"