Posted 18 апреля 2018,, 05:10

Published 18 апреля 2018,, 05:10

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Мэрия Перми об изменениях на рынке НТО: «Никто на самом деле территории ТСЖ не исключает»

18 апреля 2018, 05:10
Дмитрий Загуменнов
Начальник департамента экономики и промышленной политики Перми Татьяна Михалева рассказала Properm.ru о текущей ситуации на рынке нестационарной торговли и о том, какие изменения ждут город после вступления в силу новых правил благоустройства и зачем вообще что-то было менять.

— Почему рынок нестационарной торговли в Перми решили изменить именно сейчас и так радикально?

— Я не вижу радикальности. Это упорядочение рынка ритейла на уличной торговле. То есть приведение его в соответствие с теми нормами, которые установлены законом о торговле и постановлением правительства Пермского края.

В чем заключается радикальность? Ее нет. Радикально — это если в городе запретили размещение нестационарных торговых объектов. Мы сохраняем объекты, стремимся к тому, чтобы достичь показателей обеспеченности. Я с вами не совсем согласна.

— На мой взгляд радикальность — это исключение земель ТСЖ с тех территорий, где можно размещать НТО.

— У вас неверное толкование. Никто на самом деле территории ТСЖ не исключает. Те изменения, которые внесены, касаются правил благоустройства и возможности размещения. Если земельное законодательство, то есть тот вид разрешенного использования, на котором правообладателю предоставлен земельный участок, позволяет это делать — то мы же в данном случае не вводим никакой запрет.

Если у него изначально предоставлен земельный участок под газон или благоустройство, а предприниматель занимается осуществлением торговой деятельности — это обоснованное нарушение, которое нарушает видовые точки города. Кроме того, и предпринимательская деятельность ведется незаконно. Это нарушает еще и правила благоустройства.

— Но ведь павильоны на частной территории ставили и год назад, и два, и три.

— У нас много разного рода изменений. Каждый раз мы стремимся создать максимально комфортные условия. Почему вы здесь не затрагиваете то, что на объекты, которые не соответствуют требованиям, очень много жалоб жителей? Очень много той же некачественной продукции и отравлений, когда НТО устанавливают самостоятельно.

— Но ведь есть жители, которым удобно, когда рядом с их домом находится павильон.

— Естественно, есть разные случаи. Мы же работаем и адресно со всеми заявителями. Здесь нет ущемления чьих-то интересов. Мнение, что мы все запретили и никому ничего не даем — это очень субъективно.

— Есть мнение, его озвучил Денис Галицкий, что своими действиями городская власть пытается избавиться от конкурентов на рынке нестационарной торговли в виде ТСЖ? Что вы об этом думаете?

— Муниципалитет реализует свои задачи, а ТСЖ в рамках полномочий собственников жилья преследуют свои интересы. Говорить о том, что мы два хозяйствующих субъекта, ТСЖ и муниципальное образование, которые бьются за сохранение дохода — как минимум некорректно и неправильно.

— То есть это не «чистка рынка»?

— Мы не считаем ТСЖ конкурентами. Кроме того, публичный собственник — это не хозяйствующий субъект, цель которого — бизнес. Наша цель — нестационарная торговля и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть дать возможность бизнесу заработать, а потребителю получать качественный товар удобно и доступно. Достичь той же обеспеченности, чтобы бабушка могла выйти из дома и купить хороший продукт рядом с домом.

На муниципальной земле мы размещаем нестационарные торговые объекты. Они подвергаются регулярным проверкам. В отношении ТСЖ, например, я не могу сказать, каким образом контролируют собственники жилья соблюдение предпринимателями условий по реализации какой-либо продукции. Какая здесь конкуренция?

— Но разве их не проверяют ведомства вроде Роспотребнадзора?

— Одно дело, когда это публичный собственник проверяет в рамках существующих договорных отношений, где есть обязательства по проверке и отчетности. Другое дело, когда это два частных хозяйствующих субъекта, где превалирует свобода договора. Это разные вещи.

— Вы сказали, что действия муниципалитета нацелены на то, чтобы поддерживать и стимулировать бизнес, а бабушка могла купить что-нибудь рядом с домом. Но, убирая те же самые киоски с территории ТСЖ, получается, предприниматель лишается места торговли, а бабушка лишается ларька.

— Никто не говорит о том, что муниципалитет убирает киоски с территории ТСЖ.

— Но, исходя из принятых изменений, их все равно придется убирать Получается, что все-таки муниципалитет опосредованно причастен к этому.

— Почему опосредованно? У нас есть законодательные механизмы. Кто заинтересован в сохранении — приводит в соответствие свои объекты, формирует земельный участок, выбирает установленный вид разрешенного использования, с точки зрения платы налогов, и пусть занимаются предпринимательской деятельностью.

— То есть ТСЖ может отдельный кусочек земли превратить в специальное место для сдачи в аренду под торговый объект?

— У нас есть законодательство. Если ТСЖ заинтересованы в сохранении, пусть изучают механизмы и возможности осуществления деятельности.

— На заседании думы первый вице-мэр Виктор Агеев заявил, что на территориях ТСЖ не должно быть павильонов, поскольку это нарушение СанПиН. Однако пермский бизнес-омбудсмен Вячеслав Белов считает, что придомовые территории и зоны дворов и детских площадок — разные земли, вид использования, которых стоит разграничить. В первом случае допустить размещение НТО, а во втором нет. Как оцениваете предложение уполномоченного?

— Все-таки утверждение норм СанПиН — полномочия не органов местного самоуправления. Если здесь есть какие-то сомнения, я рекомендую вам запросить разъяснения тех же органов Роспотребнадзора. Каким образом они применяют и отслеживают соблюдение этих правил.

Есть правила, которые четко регламентируют порядок размещения и осуществления деятельности и прочее. Здесь уже есть уполномоченный орган, который контролирует соблюдение этих правил. В этом случае они диктуют политику и законодательно, и с точки зрения соблюдения.

— Привлекалось ли бизнес-сообщество и представители ТСЖ, когда разрабатывались поправки в правила благоустройства? Например, бизнес-омбудсмен заявлял, что с ним вообще никто ничего не обсуждал.

— По принятию тех изменений, которые касаются правил благоустройства, все процедуры, которые были необходимы, в том числе процедура публичных слушаний, была объявлена. Соответственно, желающие принять участие в этой процедуре: жители, представители ТСЖ, и управляющих компаний, присутствовали на публичных слушаниях.

Кроме того, проект проходил оценку регулирующего воздействия. Он был размещен на официальном сайте, где в установленные сроки принимались предложения и от бизнеса, и от заявителей, и от частных жителей и всех граждан Перми. Все процедуры были проведены в полном объеме. Мы получили ряд замечаний и предложений. Какие-то были оценены и даже учтены при разработке окончательной редакции нормативного акта.

— Например?

— Был дополнительно введен переходный период. Насколько я помню, в первоначальной версии нормативного акта он вообще не был предусмотрен. Не я разработчик проекта. Поэтому, конечно, по каждой детали вам не поясню. Однако нельзя говорить о том, что мы не проинформировали людей.

— Одно из нововведений — изменение схемы размещение нестационарных торговых объектов. Но, насколько я понимаю, она еще не принята?

— Схема будет актуализирована с учетом тех требований, которые приняты на уровне правительства Пермского края. Сейчас как раз находятся в стадии разработки и утверждения типовые проекты, по которым будут устанавливаться уже новые объекты нестационарной торговли. После чего городом в кратчайшие сроки будет актуализирована схема размещения.

— И все-таки, когда ждать актуализированную схему размещения НТО?

— Она войдет в актуализированный формат согласования после того, как у нас будет утверждена типовая форма объекта. Сейчас этот объект проходит согласование.

— Это конкурс, который около месяца назад объявил Минстрой Прикамья?

— Да, по которому должны подвести итоги. Определить окончательно визуализацию и все размеры объекта. После чего мы накладываем все размеры на нашу существующую схему, проект, который мы подготовили и разрабатывали. И запускаем ее уже на согласование. После согласования в установленном порядке она будет утверждена и опубликована. В дальнейшем по ней уже будут формироваться лоты и проводиться торги.

— Сколько мест будет в себя включать новая схема?

— Показатели обеспеченности на сегодняшний день составляет 6,5% от общего населения. Грубо говоря, порядка 650 объектов. Но показатель обеспеченности предусматривает у нас и стационарную, и нестационарную торговлю, и все виды торговли. Говорить о том, что схема должна содержать исключительно 650 объектов, чтобы прикрыть обеспеченность — нельзя. Ее задача — достичь показателя обеспеченности с меньшим количеством объектов.

— То есть в перспективе количество НТО в городе будет урезано?

— Она будет рассчитана по районам с учетом обеспеченности. Поэтому говорить о том, что она будет урезана или не урезана нельзя. Наша задача — проанализировать все районы и территории города, чтобы по разным видам специализации мы достигли определенного показателя обеспеченности.

— Будет ли предлагаться альтернатива тем, кто сейчас находится в схеме, но после того, как вступят в силу изменения, его место будет убрано? Что предложат предпринимателю?

— Безусловно будут предложения. Мы предусмотрели альтернативные — ввели новые места в разных районах города, чтобы достичь того же показателя обеспеченности. Предприниматель может рассматривать иные варианты для себя.

— В постановлении говорится, что альтернативные места будут предоставляться согласно определенному порядку. Он уже разработан?

— Порядок пока не разработан. Сейчас муниципальные акты точно так же приводятся в соответствие, как они будут разработаны, в установленном порядке опубликованы. Данный акт сейчас как раз находится в проработке администрации.

— С новой схемой стоит ожидать решения вопроса напротив ЦУМа?

— Какого вопроса?

— О растущих как грибы павильонах.

— В любом случае появление новой схемы и принятие механизмов регулирования, направлено на то, чтобы привести территорию всего города в соответствие правилам. ЦУМ в данном случае — не исключение.

— В Москве чистка города от павильонов закончилась «ночью длинных ковшей». Какие методы будут применять власти Перми для того, чтобы предприниматели покинули те места, на которых они не должны находиться?

— Давайте исходить из того, что любой публичный собственник действует в рамках правового поля. Соответственно, муниципалитет как публичный собственник тоже будет действовать в рамках правового поля. Если не достигается договоренность с предпринимателем и он добровольно не демонтирует свой объект, у нас есть процедура принудительного демонтажа. Заключается муниципальный контракт, тратятся бюджетные денежные средства. Территориальные органы в лице администрации районов в рамках заключенных муниципальных контрактов осуществляют принудительный демонтаж объекта.

— Просчитывались ли примерные дополнительные расходы бюджета на такие мероприятия?

- Принудительный демонтаж, который проводится за бюджетное финансирование, силами администрации и привлеченных подрядчиков, не снимает обязательств с предпринимателя. После демонтажа администрации районов выходят с исками о взыскании на возмещение тех затрат, которые нес бюджет. Плюс мы всегда предъявляем и судебные расходы, и прочие траты.

— То есть для бюджета не будет никаких затрат, потому что средства будут взысканы с предпринимателей?

— Мы всегда максимально отсуживаемся по возмещению затрат, которые понес бюджет. Это наша задача, мы должны это сохранять. Чтобы предприниматели знали, что за допущенное нарушение, неисполнение сроков и прочее, они привлекаются и к административной ответственности, и к штрафным санкциям.

— Есть какие-то ожидания по судам? Подсчитывали, сколько придется судится?

— Люди у нас судятся много и всегда. Это очень хорошо, потому что все обладают правовой грамотностью и защищают свои интересы. Это хорошая практика. С точки зрения чиновника, могу сказать, что судебные заседания на пользу не только заявителям, но и госорганам.

Где-то мы смотрим со всей стороны. Суд более объективно оценивает все доводы как независимый арбитр. Поэтому, если представители бизнеса, в том числе субъекты малого предпринимательства, выйдут с обжалованием каких-то действий муниципалитета — это стандартная практика.

— Как будете контролировать появление киосков на запрещенных территориях после введения новых правил?

— В рамках своих полномочий, в том числе территориальные органы, регулярно формируются планы-графики, выезды. Также мы реагируем на обращения граждан. Более того, новая схема будет опубликована на портале «Управляем вместе». Пермяки смогут в онлайн-режиме направлять свои предложения, замечания и жалобы, а также помогать нам оперативно реагировать на самовольную установку НТО.

— Насколько остро сейчас в Перми стоит проблема с незаконным размещением киосков и павильонов? Как часто приходится выходить и заставлять предпринимателей убирать незаконно установленные торговые объекты?

— Эта деятельность ведется регулярно. Мониторингом занимается районные администрации. Однако не было такого, что с какой-то определенной даты стало появляться глобальное количество нестационарных объектов. Все-таки установить его тоже достаточно непросто. Одно дело — выходят с какими-то ящичками. Понятно, что мы их и пресекаем, и все. Другое дело, когда ставишь киоск, где ты должен подключить электричество.

— То есть бум шаурмы и пекарен не породил волну незаконной установки НТО?

— У нас нет такого показателя, как «обеспеченность шаурмой», поэтому я не могу говорить о какой-то связи.

— Есть мнение, что изменения, которые сейчас происходят, могут спровоцировать появление так называемых развалов на территории города. Думаете есть такие риски?

— Такие развалы появляются на территории города сезонно — это факт. Проблема касается не только Перми, но и всей России. Считаю не верным говорить, что приведение объектов торговли приведет именно к этому. Тогда можно вообще ничего не делать и разрешить всем торговать там, где хочется.

Мы все-таки живем в цивилизованном городе. Регулярно выходим на улицу и как потребители, и просто как жители города. Мы хотим видеть красивый чистый город. Люди часто ругают власть: «здесь надо убрать, там надо убрать» и тут же считают, что частный собственник может делать все что угодно. При этом не убирая, не облагораживая свою территорию и торгуя всем, чем хочет.

Те меры, когда предпринимателям разрешали все, как правило, ни к чему хорошему никогда не приводили и не приведут. Когда нет установленных правил игры, тогда нет и установленных запретов, мы получаем этот самый развал по благоустройству.

"