Posted 1 октября 2012,, 03:04

Published 1 октября 2012,, 03:04

Modified 2 марта 2023,, 17:34

Updated 2 марта 2023,, 17:34

Лилия Ширяева: Не одна тысяча пермяков проживает в самовольных строениях

1 октября 2012, 03:04
Любовь Анкудинова
Депутат краевого Заксобрания Лилия Ширяева рассказала, как власти поддержат стройотрасль, почему неэффективно работают городские чиновники и когда жители «самоволок» получат свои дома в собственность.

Лилия Ширяева — единственный депутат Законодательного собрания Пермского края, который в 2008–2011 годах активно участвовал в разработке Генерального плана города. Тогда собеседница Properm.ru работала заместителем главы администрации Перми, руководила градостроительным блоком. Сейчас она занимает пост заместителя председателя Заксобрания.

— Лилия Николаевна, благодаря Генплану о Перми заговорили в профессиональной среде архитекторов и планировщиков не только в России, но и, по меньшей мере, в Европе. Но оказалось, что об этом документе и перспективах, которые он открывает, в самом городе слышало не более 10%жителей. Между тем, документ действует уже два года — что произошло за это время? В интервью Properm.ru представители голландской компании KCAP из видимых глазу изменений смогли назвать лишь реконструкцию набережной и появление выделенных полос для общественного транспорта…

— На мой взгляд, за прошедшие два года сделано очень мало. Принят План реализации Генплана, но для горожан ничего содержательного он не несет. Этот документ только расписывает направления деятельности, связанные с инфраструктурой. И только той, которая находится в компетенции муниципалитета. Но даже в этой части он не исполнен, потому что не утверждены комплексные программы развития систем водоснабжения, водоотведения и других.

— Утверждение этих программ стало бы шагом вперед?

— Да, конечно. Ведь в них должен быть определен перечень инженерных мероприятий, в том числе список сетей, которые надо построить в Перми в ближайшие три — пять лет. Причем если такие программы принимаются — значит, понятно, где и какие новые объекты за это время появятся, за счет каких средств будет производиться финансирование и, самое главное, в каких районах ситуация по коммунальным сетям улучшится.

На основании этих программ должна была начаться разработка документов, в которых решались бы финансовые вопросы. А мы до сих пор находимся в ситуации, когда тариф на водоснабжение утверждается по непонятным основаниям и в непонятные сроки.

Между тем, раздел инженерной инфраструктуры в Генплане проработан досконально, в обосновывающих материалах есть вся необходимая информация, чтобы начать заниматься решением городских проблем даже независимо от того, как мы относимся к остальным разделам Генплана, включая вопрос высотности.

— Это единственный раздел, по которому пермяки могли бы увидеть результат уже сейчас?

— Нет. В разделе транспортной инфраструктуры тоже есть план действий, по которому можно работать. Это и регулирование светофоров, и создание выделенных полос движения, и ряд других мероприятий по организации движения транспорта. Целое исследование было проведено для обоснования, где и какие поворотные линии нужно сделать на дорогах.

Просто бери и делай. Никаких политический решений в этом случае не требуется. Сколько раз говорили, что нужна грамотная регулировка движения, жесткая политика по отношению к припаркованным не по правилам автомобилям. Из-за таких машин невозможно проехать по части улиц Куйбышева, Петропавловской и др. Но нет, машины по-прежнему припаркованы как попало, и никому нет до этого дела.

Были случаи, когда проводились рейды по неправильным парковкам, но они так и остались разовыми акциями…

— Да. Но мы ведь говорим о системной, постоянной и планомерной работе. Ее-то пока не видно.

— Вы работали в администрации Перми. И как никто другой можете ответить на вопрос, почему этого не произошло?

— На мой взгляд, причин несколько. Во-первых, это несамостоятельность администрации Перми, ее зависимость от мнения краевой власти. Даже решение о замене бордюрного камня на гранитный — и то принималось не без участия краевого правительства.

Вторая причина — внутренняя несогласованность между подразделениями в самой горадминистрации. Принцип функционально-целевой модели, которая у нас внедрена на обоих уровнях власти, предполагает, что все блоки соперничают друг с другом. Они не решают одну задачу. Каждый тянет одеяло на себя. Соответственно, ни у одного из подразделений городской администрации, кроме департамента градостроительства и архитектуры, нет задачи реализовать Генплан. Мероприятия не берутся другими блоками на исполнение. У них есть свои каждодневные задачи, а предложения Генплана они не воспринимают и не применяют в работе.

— На прошлой неделе Аркадий Кац объявил о прекращении работы Комиссии по реализации Генплана. Одна из причин, по его словам, в создании градсовета при губернаторе. Именно этот орган должен взять на себя решение градостроительных вопросов в Перми. Лоббистов новых градостроительных идей сейчас в правительстве не видно. Как убедить чиновников, которые только начали работать в регионе, в том, что Генплан — жизнеспособный документ?

— Это проблема, с которой я уже сталкивалась и во время работы в Пермской городской Думе, и позднее в администрации, — последовательность действий власти. Каждый человек, приходя на какую-либо должность, должен понимать, что до него уже что-то делалось. Надо с этим ознакомиться и только потом давать оценки. Еще желательно послушать людей, участвовавших в этой работе.

На сегодняшний день у вновь сформированного правительства так много задач, что на детальное изучение Генплана просто физически времени не хватит. Вся информация о документе появляется урывками. А для того, чтобы проникнуться его идеями, времени надо очень много. Я не говорю, что все их нужно обязательно разделять, но не мешает понять, откуда они появились, в чем заключается их логика.

Почему, например, в Генплане заложена идея строительства моста через Каму, выходящего на площадь Гайдара. Она же не просто так там появилась. Есть масса обоснований, в том числе и экономических. Было проведено множество исследований на эту тему, изучались варианты, по меньшей мере семь, возможных створов моста, при этом учитывалось и мнение населения, и логистика, и транспортные потоки, и экономика.

— Новое правительство взяло на себя обязательство увеличить объемы жилищного строительства в регионе. Бизнес утверждает, что готов строить больше, был бы спрос. На каком этапе сейчас находится подготовка Программы стимулирования жилищного строительства на 2012 -2015 годы?

— Наконец-то появилась концепция этой программы. Пока это еще проект. Хорошо, что это произошло. Замечательно, что в ней учтены выданные в июне группой депутатов Заксобрания рекомендации о том, что в Программе должны присутствовать две составляющие: стимулирование объемов строительства и стимулирование увеличения спроса на жилье.

Но все сроки для внесения этой концепции на рассмотрение Заксобрания уже прошли. И новых никто официально не называет.

С большинством предложенных в проекте мероприятий сложно спорить. Практически все меры поддержки, предлагаемые в ней, обсуждались неоднократно, но реально ничего не делалось. Это разработка градостроительной документации, участие в федеральной программе «Стимул», строительство инженерных сетей с участием средств бюджета. Однако на данный момент нет ни денег на реализацию данной концепции, ни четкого понимания, какими конкретными способами можно воплотить идеи в жизнь.

— То есть пока это не более, чем декларации?

— Совершенно верно. Например, пункт «Взаимодействие с банками». Что это за мероприятие такое? Ну пойдемте попьем чаю с банкирами, порассуждаем, как бы нам сделать льготную ипотеку в крае. А надо не чай пить, а конкретные шаги прописывать. Как, например, через программу поддержки молодых учителей.

У меня впечатление от концепции Программы такое, что туда теперь собрали все, что могли, но не продумали ни возможности бюджетного финансирования (которое даже не заложено на ближайшие годы), ни этапы реализации.

Думаю, сделать одновременно все предлагаемые в концепции мероприятия будет невозможно. В какой последовательности нужно их выполнять с целью достижения наибольшего эффекта? Таких обоснований тоже не представлено. Возможно, сейчас стоит оценить, какие из предложенных решений будут наиболее результативными и остановиться на каких-то конкретных, но реально их сделать и добиться результата.

— Можете озвучить хотя бы приблизительные сроки, когда Программа стимулирования жилищного строительства начнет действовать?

— В самом названии документа указаны сроки — 2012 -2015 годы. На мой взгляд, 2012 год нужно в принципе убрать из программы. Хорошо бы разработать и утвердить концепцию Законодательным Собранием к 2013 году. А после этого еще будет процедура утверждения самой Программы — на уровне Правительства края. В какие сроки это может произойти — не представляю. Самый неприятный пример подобной ситуации — концепция обращения с отходами потребления на территории края. Уж как Правительство торопило депутатов Заксобрания с ее принятием! Мотивируя необходимостью срочного утверждения самой программы и скорейшими действиями по ее реализации…. Заксобрание приняло концепцию в ходе весенней сессии. Если не ошибаюсь, программа не утверждена до настоящего времени.

А если говорить о реальных действиях власти, которые действительно могут сдвинуть огромный «камень», который лежит на дороге у тех, кто желает купить достойное жилье, то здесь все очень просто. Единственное, что, по мнению экспертов, стоит сейчас сделать власти — это дать льготную ипотеку. На августовском заседании Законодательного Собрания депутаты приняли программу, при которой молодым учителям будет субсидироваться 20% от приобретаемого жилья. Под нее планируется привлечь федеральные средства. Как уверяет Дмитрий Шаповал (министр строительства и архитектуры Пермского края — прим. ред.), уже есть договоренности с банками о том, что они предоставят ипотеку под эту программу под 8% годовых. Это лучше, чем написать в программе 33 мероприятия. Можно сделать одно конкретное, под которое люди получат деньги и смогут купить квартиру.

— Но пока одни ищут средства на приобретение собственного жилья, другие, уже проживая в доме, не могут оформить его в собственность. В любой момент их жилье может быть признано самовольным строением, и люди рискуют оказаться без крыши над головой. Каким образом сейчас решается эта проблема?

— Да, мы знакомы с этой проблемой. И сейчас как раз занимаемся разработкой законопроекта, который помог бы ее решить.

Когда мы в этом случае говорим «самоволки», то все-таки заключаем это слово в кавычки. Потому что люди проживают в этих домах, порой, ни один десяток лет. Как это получилось? В советские времена предприятию предоставлялась земля, она распределялась между работниками, и те строили на «своих» участках дома. Тогда не требовалось документов на землю или оформления таких домов в особом порядке. Людям выдавалась домовая книга, они платили за землю, за дом, за энергоресурсы. Женились, рождались дети, появлялись новые семьи. Люди и думать не думали, что есть проблема. Пока не оказалось, что живут они на птичьих правах.

— Сколько таких людей сейчас?

— Никто не знает точную цифру, но то, что их не одна тысяча, а гораздо больше, — это факт. Надеемся, что администрация Перми сможет предоставить данные об объемах «катастрофы». Проблема касается жителей практически всех районов города. Такие случаи далеко не редкость в Курье, Заостровке, в Орджоникидзевском районе.

С 2006 года стало нельзя узаконить так называемую «самоволку», если нет прав собственности на землю. В 2010 году вышло постановление Пленумов Высшего арбитражного суда и Верховного суда, где давалось разъяснение, как эту проблему можно решить в судебном порядке.

Но обратиться в суд за признанием права собственности могут только люди, которые нашли хоть какой-то документ, свидетельствующий о выделении им земельного участка. Для тех, у кого нет такой возможности, а их как раз большинство, вариантов решить проблему сегодня нет.

Поэтому мы предлагаем принять краевой закон, в котором было бы написано, что этой категории граждан земельные участки предоставляются в собственность бесплатно один раз в жизни. Срок действия закона предлагается ограничить 2015 годом. Кстати, многие регионы уже пошли по этому пути, и подобные законы там успешно работают.

Но сейчас еще остается ряд нюансов, которые нужно обсуждать с депутатами и специалистами. Каким образом дом впоследствии оформляется в собственность? После принятия закона городские власти предоставят участок, а дальше нужно решить: дом оформляется в упрощенном порядке, как по дачной амнистии, или владелец должен доказать свое право в суде.

Есть еще одна проблема: как не увеличить количество мошенников. Пока для этого предлагается ограничить действие закона сроком возникновения записи о доме. Данные о появлении строения должны быть внесены в ЦТИ до 1991 года, когда появился закон о собственности.

— А если здание было ветхим, и на его месте после 91-ого года строилось новое?

— С такими объектами пока проблема. Их владельцы уже должны были озаботиться признанием права собственности на дом. На эту категорию граждан мы пока действие закона не распространяем.

— Есть ли шансы принять законопроект до конца года, чтобы у людей было достаточно времени решить свои проблемы?

— Будем стараться, но если не успеем, то продлим действие закона на соответствующий срок после 2015 года.

"