Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

19 декабря 2012, 12:31

Петера Цумтора в Перми приняли холодно. Но проект галереи он все же защитил

Петера Цумтора в Перми приняли холодно. Но проект галереи он все же защитил
Пермские архитекторы проектировщика ругали, а представители культуры хвалили. Сам Цумтор заверил всех: «Когда я что-то где-то строю, люди приезжают смотреть на здание».

Швейцарский архитектор Петер Цумтор представил эскизы обновленного проекта здания пермской галереи. Планировалось, что эксперт выступит перед пермскими архитекторами и представителями культуры за закрытыми дверями, вход на презентацию предполагался только по спискам. Но когда проектировщик начал рассказывать о своей работе, журналистов не попросили покинуть зал.

Цумтор не ожидал встречи с такой большой аудиторией. Проектировщик с мировым именем столкнулся не только с уральскими морозами, но и с холодным приемом пермских архитекторов.

Петер Цумтор:

Примерно год назад был подписан контракт о начале проекта. За это время в крае произошли политические изменения, поэтому работа приостанавливалась на несколько месяцев.

Я рад, что сейчас у меня снова есть заказчик. Работа идет, и уже можно показать какие-то отдельные ее фрагменты, и услышать, нравится Вам это или нет. Я прилетел в Пермь рано утром, и неожиданно выяснилось, что мне предстоит встреча не только с губернатором, но и со всеми вами.

Это не первый мой визит в Пермь, я приезжаю сюда уже в четвертый или в пятый раз. Я полюбил коллекцию художественной галереи. Думаю, ситуация сложилась очень удачно, что коллекция размещалась в храме. И если нужно ее перевозить, то недалеко.

Я очень хорошо понимаю, что это место (Соборная площадь — Properm.ru) имеет иконическое значение для Перми. Это высшая видовая точка на Каму. Здесь расположен Кафедральный собор, здание ВКИУ. В этом ансамбле должен появиться еще один сосед. Такой, чтобы мы могли им гордиться.

Архитектор представил эскизные проекты галереи и свое видение, каким образом можно разместить здание в створе Соборной площади. При этом Петер Цумтор сразу продемонстрировал, что не прекращает думать над проектом и готов вносить в него изменения по ходу обсуждения.

Петер Цумтор:

Коллекция галереи аутентична. И она должна быть представлена в крайне аутентичном музее. В нем мы должны сфокусироваться на тех предметах искусства, которые принадлежат только вам. С точки зрения европейца, жителя другой страны, какую-то технику или стиль, отраженный в картине, я могу посмотреть не выезжая за пределы своей страны. Но есть уникальные вещи, которые составляют сердце галереи. Я посетил те места, где были собраны предметы из коллекции деревянной скульптуры. Они затронули мою душу.

Если мне повезет, и я смогу построить этот музей деревянной скульптуры, он должен быть генетически привязан к этому месту и его архитектуре.

Будучи архитектором, я воспринимаю город как развивающийся организм. И он должен расти в положительном направлении. Если бы ко мне обратился человек с большим кошельком и предложил построить здесь палаццо, я бы сказал: «Нет». Но для коллекции музея это хорошее место. Поэтому нужно создать нечто прекрасное в этой точке.

Двухэтажное здание по форме будет напоминать корабль. На его вершине, расположенной на уровне улицы Окулова, Цумтор предлагает организовать выставочное пространство. Внизу могут находиться лектории, библиотека, хранилище коллекции музея, реставрационные помещения.

По задумке автора, здание музея должно читаться как символ. Проектировщик попытался максимально вписать его как в городскую среду, так и в существующий ландшафт. Символика корабля многозначна — это и движение, и вода, и религиозный символ. Выставочные пространства в нем плавно перетекают одно в другое, здесь не предусмотрено замкнутых помещений.

В организации пространства галереи сохраняется логика города. Цумтор продемонстрировал большие залы и сравнил их с домами на улице, которые будут разделяться «коридорами-улицами». Во всех помещениях много света. В ночное время верхний этаж, по мнению проектировщика, будет хорошо освещаться, а панорамные окна должны создавать ощущение воздушности здания, его связи с природой. «Музей больше соотносится с парком над Камой, а не с городом. Сквозь него мы уже видим воду», — объяснил архитектор свою идею.

В эскизном проекте пока не проработано ни внутреннее оформление галереи, ни фасад здания. Единственное предложение, которое высказал архитектор по организации внутреннего пространства, — в центре каждого большого зала разместить одну из скульптур коллекции галереи.

Затем архитектор перешел к вопросу о размещении здания. Петер Цумтор признался, что внес в проект коррективы буквально за час до презентации, после того, как еще раз съездил на Соборную площадь. Архитектор предложил панорамную лестницу сдвинуть правее, в сторону Кафедрального собора. Музей же должен размещаться параллельно зданию ВКИУ, выступая вперед, в сторону храма, но не заслоняя полностью вида на Каму. Створ Соборной площади Цумтор назвал «рамой», галерея должна наполовину в нее войти.

Петер Цумптор: Музей должен иметь гордость, он не должен прятаться. Это важный музей и важная коллекция.

Высота здания, по задумке архитектора, должна составить 12 метров, над Соборной площадью музей должен возвышаться на 7–8 метров. Но возможно и понижение высотности.

Практически никто из пермских архитекторов не решился отметить достоинства проекта. Но и критиковать идеи человека, имя которого является одним из символов мировой архитектуры, открыто тоже никто не отважился. Лишь глава департамента и градостроительства Перми Олег Горюнов высказал опасение, что размещение здания в створе Соборной площади нарушило бы законы архитектурной композиции.

Поддержать коллегу решился только архитектор Александр Зотов. «Ваши работы философские, а идеи воздушные. В галерее много света, много стекла и много мысли. Если здание будет построено, то впредь наши архитекторы не будут иметь права строить и проектировать хуже», — похвалил он Цумтора.

Большинство «шпилек» пермских проектировщиков сводилось к тому, что «здесь нельзя строить» (далее следовала ссылка на Правила землепользования и застройки или Закон об охране объектов культурного наследия — Properm.ru). Второй блок возражений касался того, что «здание нарушит восприятие Кафедрального собора». На оба вопроса проектировщик ответил обезоруживающей фразой: «Я не россиянин, а всего лишь швейцарец. Но у нас тоже есть законы. И если закон нам не нравится, мешает жить, то мы его меняем». После этого в зале раздались аплодисменты.

Архитектору напомнили о близости железной дороги и сложностях выделения земли. Но вопросы о выделении участка и местоположении будущей галереи пресек глава администрации Перми Анатолий Маховиков. По его словам, земля, зарезервированная под строительство галереи, находится в муниципальной собственности.

Петер Цумтор:

Прежде, чем я стал свободным художником от архитектуры, я работал в комитете по защите культурного наследия. Я понимаю ваши переживания, они свойственны любому городу, жители которого боятся потерять что-то прекрасное.

Мы должны заботиться и защищать прекрасные вещи, и мы должны создавать новые прекрасные вещи и делать это нужно аккуратно… Не мне это говорить, но я все-таки скажу, когда я что-то где-то строю, люди приезжают смотреть на здание.

В конце концов проектировщик буквально взмолился и попросил на девять критических замечаний высказывать хотя бы одно одобрительное. И он нашел благодарных слушателей в лице представителей пермской культуры.

Олег Ощепков, некогда возглавлявший краевое министерство культуры, заявил: «Это чрезвычайно удобное место для людей, которые гуляют по Комсомольскому проспекту, по набережной. Именно здесь собираются пешеходные потоки и размещение музея в этом месте — несомненный плюс. Люди привыкли ходить в музей именно сюда, стереотип складывался десятилетиями. Мне надоела открыточная часть реки. Мне нравится интеграция объекта, создание новых возможностей для знакомства людей с Пермью. Я убежден, что это хорошее решение».

Экс-директор художественной галереи Надежда Беляева заявила, что галерея возлагает все надежды на швейцарского архитектора. Закрывая встречу, Виктор Басаргин заявил, что краевые власти будут двигаться в сторону реализации проекта.

Цумтор держался скромно, но достойно. Он тактично дал понять, что и его работа может стать еще одной жемчужиной Перми.

Отвечая на вопросы журналистов, Цумтор отметил, что ему было непросто вести беседу, он не ожидал, что негатива будет так много. Но встречей остался доволен и даже пообещал вновь посетить Пермь весной 2013-го года.

Список гостей на презентации нового здания галереи:

— Директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян

— Экс-руководитель музея Надежда Беляева

— Исполнительный директор Пермского театра оперы и балета Анатолий Пичкалев

— Художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм

— Художник Юрий Лапшин.

Проектное сообщество представляли Виктор Воженников, Игорь Луговой, Сергей Шамарин, Геннадий Егошин, Олег Горюнов и другие.

— Депутат Законодательного собрания Юрий Елохов

— Депутат Законодательного собрания Олег Жданов

— Депутат Законодательного собрания Лилия Ширяева

— Депутат Законодательного собрания Алексей Луканин

— Глава Перми Игорь Сапко

— Глава администрации Анатолий Маховиков

— Министр градостроительства Дмитрий Шаповал

— Губернатор Пермского края Виктор Басаргин