Posted 20 мая 2009,, 08:55

Published 20 мая 2009,, 08:55

Modified 2 марта 2023,, 17:21

Updated 2 марта 2023,, 17:21

Мировая премьера оперы «Один день Ивана Денисовича»

20 мая 2009, 08:55
Ровно десять месяцев ушли у Александра Чайковского на написание музыки. Основой либретто стал подлинный текст Солженицына, который, по словам композитора, оказался необыкновенно музыкальным. На музыку был положен даже лагерный словарь, помещенный автором в конце повести.

В Перми состоялась мировая премьера оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» по одноименной повести А.И.Солженицына. Первый показ спектакля стал одним из центральных событий фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж».

Идея создания оперы по мотивам произведения Солженицына возникла у художественного руководителя театра Георгия Исаакяна давно. Реальные же черты она начала приобретать около полутора лет назад, когда случайная встреча режиссера и композитора у служебного входа Мариинского театра в Санкт-Петербурге превратила идею в конкретный план. Позже Георгий Исаакян обратился с просьбой о постановке к Александру Исаевичу и получил положительный ответ.

«Ваши доводы, при опоре на Ваш режиссерский опыт и на репутацию Вашего театра, обезоруживают меня от возражений, которыми я бы, вероятно, ответил в другом случае», — писал в ответном письме Солженицын.

Ровно десять месяцев ушли у Александра Чайковского на написание музыки. Основой либретто стал подлинный текст Солженицына, который, по словам композитора, оказался необыкновенно музыкальным. На музыку был положен даже лагерный словарь, помещенный автором в конце повести.

День премьеры, 16 мая, стал волнительным не только для группы постановщиков (дирижер-постановщик — Валерий Платонов, режиссер-постановщик — Георгий Исаакян, хормейстер — Владимир Никитенков, художник-постановщик — Эрнст Гейдебрехт), но и для вдовы писателя Натальи Дмитриевны Солженицыной, которая прибыла в Пермь специально на премьеру оперы.

«Когда я читала слова «мировая премьеры оперы «Один день Ивана Денисовича» этого ощущения у меня не было. А на премьере, во втором акте, меня схватило и понесло ощущение, что происходит мировое событие. Удалось! Меня потряс хор. А в работу художника-постановщика Эрнста Гейдебрехта я просто влюбилась», — рассказала Наталья Дмитриевна на творческой встрече на следующий день после первого показа.

Спектакль войдет в репертуар театра, его следующий показ состоится 10 июня 2009 года.

"