Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
59656 +128
Выздоровели
54000 +57
Умерли
3815 +13
Properm.ru
«Эмоции — это гравитация кино, они притягивают зрителя». Репортаж с мастер-класса знаменитого режиссера В воскресенье в рамках фестиваля «Флаэртина» мастер-класс провел Леонард Ретель Хельмрих — режиссер-документалист. Посмотреть, как правильно снимать кино и работать с камерой, отправились и Properm.ru.

«Эмоции — это гравитация кино, они притягивают зрителя». Репортаж с мастер-класса знаменитого режиссера

22 сентября 2015, 15:10

«Эмоции — это гравитация кино, они притягивают зрителя». Репортаж с мастер-класса знаменитого режиссера
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
В воскресенье в рамках фестиваля «Флаэртина» мастер-класс провел Леонард Ретель Хельмрих — режиссер-документалист. Посмотреть, как правильно снимать кино и работать с камерой, отправились и Properm.ru.

Полный зал кампуса кинотеатра «Премьер» собрался задолго до начала самого мастер-класса. Люди перешептываются, предвкушая начало, операторы и фотографы подбирают места для более удачного плана, и кажется, что только организаторы «Флаэртианы» спокойны. Для них событие такого уровня не в первый раз.

Леонард Ритель Хильмрих зашел в помещение кампуса, но в темноте рассмотреть, куда идти дальше было нелегко. «Here!», — уточнил один организаторов, и Ретель последовал за ним. Он присел за стол, по правую руку от него разместился переводчик. Спустя несколько минут все было готово.

Чтобы представить режиссера, слово взял Павел Печенкин, президент «Флаэртианы».

«Знаете, я давно хотел побывать на этом мастер-классе, — признается Печенкин. — Уже три года мы ждали этой встречи и, наконец, она случилась. Леонард — гениальный режиссер, снимает кино без «говорящих голов», без установки света. Но пусть лучше он сам все расскажет».

Режиссера поприветствовали аплодисментами и он начал свой монолог.

Для тех, кто не встречался с творчеством документалиста, поясним. Леонард Ретель Хельмрих родился в 1959 году в Тильбурге (Нидерланды). Окончил Голландскую киношколу, работал оператором, монтажером и режиссером в игровом кино и на телевидении. Всемирная известность пришла к нему в середине нулевых годов после картин «Око дня» и «Очертания луны». За них режиссер получил призы фестивалей в Чикаго, Мюнхене и Амстердаме. Кроме того, ему достался главный приз на фестивале Сандэнс.

На «Флаэртиану» Леонард Хельмрих приезжает не первый раз. В 2011 году он представил в Перми картину «Положение среди звезд» (2010).

«Single shot cinema» — именно тот термин, по которому все знают Ретеля. Дословно, это выражение можно перевести как «кино, снятое одним кадром». Как правило, при подобном подходе к съемке нет закадрового голоса, нет объяснений, нет склеиваний. Он снимает жизнь героев одним планом. В такой технике Леонарду помогает легкая видеокамера и особое крепление к ней. Оно обеспечивает маневренность и устойчивость техники.

Подобный метод съемки зарождался в 50-ые, когда камеры стали чуть более мобильными, чем в начале века, и их стало возможно носить на плече.

«Для меня художественное и документальное кино не должно значительно различаться. Так или иначе мы рассказываем историю через зрительные образы. Если у вас в голове есть история и вы знаете, какая сцена будет следующей — это художественное кино. Но если вы хотите большей свободы, вы знаете общее направление возможного сюжета и персонажей — это документальное кино», — начал Хильмрех.

Режиссер раскрывает из сжатого кулака указательный палец и мизинец, именуя их Персонаж №1 и Персонаж №2:

«Представьте, что мы имеем двух героев, - указывает на пальцы голландец. — Мы снимаем одного из них: делаем крупный план, средний план. Но чтобы переместиться, и быть более близким к объекту разговора Персонажа №1, мы идем не по прямой, а орбитально — подобно спутнику планеты».

Двигаться по такой траектории нужно до тех пор, пока Персонаж № 2 органично не попадет в кадр. «Не бойтесь двигаться слишком быстро, — призывает Леонард. — Если ваш персонаж в кадре статичен, то никакой суетливости не будет заметно. Если мы двигаемся по орбите, то «причина» нашего движения всегда находится в кадре».

Документалистика имеет множество отличий от обычного художественного фильма. Но самое главное — это сценарий. «Если я, например, попадаю в условия, где мои герои ссорятся, а это бывает часто, я представляю, что все происходящее — это солнечная система. Люди — это планеты, а предмет ссоры — это солнце».

«Для молодых операторов очень важно научиться правильно двигаться, — продолжает режиссер. — Вы не должны быть в кадре, но вы должны захватить все важные планы с позиции героя. Если в центре внимания фотография — постарайтесь снимать, через плечо человека, кому эта фотография принадлежит».

«Когда я двигаюсь с камерой, я не закрываю «солнце», иначе бы я разрушал разговор между людьми, я вращаюсь вокруг «планет», тем самым показывая зрителю их эмоции. И именно эти эмоции становятся силой гравитации, которые и притягивают зрителя к кадру».

Чтобы наглядно продемонстрировать свою работу, Ретель показывает отрезки из своих фильмов. К примеру этот из «Положения среди звезд».

Видео: You Tube Opening of «Position among the Stars» / Single Shot Cinema

В руках у Леонарда Steadywing-камера — устройство, которое он сам изобрел и которое активно используется по всему миру. «Вы можете держать ее высоко или низко, бежать с ней, переворачивать, она будет надежна закреплена. Так же она двуручная, для удобства передачи другому человеку, во время динамичных съемок», — с гордостью отмечает голландец.

— Работать с детьми в художественном кино — это трудно. Вы должны их очень сильно заинтересовать. Заснять ребенка во время его реальной жизни, сложнее вдвойне. Когда мы снимали этот ролик, я предлагал мальчику поиграть в догонялки, — рассказал режиссер.

— Но как вы снимали эту сцену? Ехали на велосипеде, мопеде? — раздался вопрос из зала.

— Нет, я просто бежал впереди него. Режиссер встал из-за стола, развернулся спиной, поднял крепеж над головой и сделал пару шагов вперед.

— Примерно так. Ребенок был позади, я бежал спиной к нему, а объектив направлял на мальчика. Только бежать и держать камеру над головой трудно, весит вся конструкция больше 5 кг.

Чтобы снять некоторые сцены приходится сделать несколько дублей. Бежать с камерой, держа ее над головой, весьма трудно. Ребенок несколько раз выскакивал из кадра, поэтому нужно чувствовать где находится герой.

Все гениальное — просто, и это еще раз отмечает наш учитель. Одно из главных правил оператора — быть как можно ближе к герою, снимать как можно более крупный план, но в таких условиях очень трудно не нарушить его личное пространство. Чтобы съемка была более непринужденной и внимание действующих лиц не было приковано к оператору, наш учитель советует: «Старайтесь занять такую же позу как и ваш герой. Повторяйте его движения, но не двигайтесь слишком много. Самое главное устремляйте свой взгляд на тот же объект, на котором сфокусирован ваш собеседник, тогда вы добьетесь лучшего результата. В этот момент должна двигаться только камера, но не оператор».

Ретель, спустя десятки лет съемки, пытается донести до своих учеников по всему миру, что смотреть в видеоискатель не обязательно, а «автоматические настройки» подходят для съемки самых разных планов.

«Движения оператора должны быть отточенными, как у танцора или бойца. Именно поэтому я создал несколько специальных движений, которые помогут всем желающим правильно двигаться во время съемки. Повторяя их из раза в раз, вы будете более плавно двигаться. Ведь движение не должно быть плоским — только трехмерным, только по «орбите», — еще раз отмечает Леонард Хильмрех.

В конце мастер-класса Леонард благодарит всех за внимание и плавно покидает зал. Впереди у режиссера несколько дней в Перми, он просмотрит лучшие фильмы «Флаэртианы» и даст еще десятки советов режиссерам всех возрастов.


Оцените материал