Posted 9 октября 2009,, 04:42

Published 9 октября 2009,, 04:42

Modified 2 марта 2023,, 17:07

Updated 2 марта 2023,, 17:07

Документальное кино в России признано недостойным

9 октября 2009, 04:42
Завершился фестиваль документального кино «Россия» в Екатеринбурге.

Жюри фестиваля документального кино «Россия» не нашло достойного награды фильма.

Как-то тихо завершился ХХ, юбилейный фестиваль документального кино «Россия» в Екатеринбурге. Телевизионных фильмов на нем не показывают, а просто документальное кино сегодня мало кого интересует. И судя по высказываниям членов жюри, среди которых было два наиболее ярких российских режиссера среднего поколения — Сергей Дворцевой и Сергей Лозница, в своем равнодушии публика скорее всего права.

Главный приз в главной категории «Полнометражный документальный фильм» решили вовсе не присуждать. Потому что некому. «Это первый фестиваль, когда мы не выделили ни одного полнометражного фильма. И в этом году я недоволен отбором фильмов, который есть. На мой взгляд, комиссии надо устанавливать более жесткий отбор, потому что у большинства представленных на конкурс кинокартин нет ни звука, ни картинки, ни драматургии», — сказал председатель жюри Сергей Дворцевой. А Сергей Лозница, как передает ИТАР-ТАСС, добавил: «На мой взгляд, нужно полностью менять отборочную комиссию. 22 из показанных 35 фильмов из конкурсной программы я бы вычеркнул. Аналогичная ситуация была и в прошлые годы. Я рассматривал картины исключительно по профессиональным качествам».

Однако вряд ли стоит винить отборочную комиссию. А из чего ей выбирать, если последние годы идет отрицательная селекция, и при активном участии телеканалов, с одной стороны, загоняющих документалистов в жесткий формат, а с другой — вовсе не обращающих внимания на художественное и даже на журналистское качество, профессия переходит в разряд исчезающих? Увы, в отечественных картинах действительно нет самых необходимых составляющих. Очень слабая драматургия: не умеют выбрать героя, не могут держать тему, не строят сюжет. Плохо обстоит дело с изображением, оно перестало быть главным, картины строят не на визуальных образах, а на текстах, как правило, претенциозных, дурно построенных, многословных. Для иллюстрации к ним подбирают новые или архивные кадры, приблизительно совпадающие по теме с тем, о чем говорят за кадром. Хорошо, если автор еще в состоянии найти героя, но уж раскрыть его, проанализировать событие, показать его суть — это уже почти никто не в состоянии. Даже когда речь идет о телевизионном репортаже. Что касается кино художественного, то о его главной проблеме хорошо сказал Сергей Дворцевой: «Конечно, это прежде всего кризис идей. И, на мой взгляд, кризис мышления и техники. Техника настолько развита, что молодые люди, которые хотят снять фильм, теряются, не зная, о чем им рассказывать, потому что все под рукой. Они не понимают, о чем делать фильм, для чего и надо ли вообще его делать. Это главная проблема. И не только для молодых режиссеров, но и для всех остальных». Да, когда тебе дают пленку из расчета один к двум, как это было раньше принято для дебютантов, сто раз подумаешь, что снимать и зачем. Но и это не все.

Сегодня документальное кино меняет свои функции. Оно уже не нужно для фиксации реальности и не особо востребовано для художественного впечатления. В нашей стране никому, в сущности, не нужен и его социальный аспект. Как и чтение, оно становится формой досуга, дневниковость и спонтанность оказываются главными качествами, и тут организаторы фестиваля сами себя наказали, выбрав в жюри суровых и требовательных мастеров-пуристов, рыцарей профессии, для которых верность искусству выше всяких внешних соображений. Для них ничто не оправдает нечеткости изображения, проблемного звука и невстроенного сюжета. Хотя иногда на это можно было бы закрыть глаза — если авторами, порой не владеющими на должном уровне профессией, услышано что-то живое и важное в реальной жизни. Как наблюдатель в ЖЖ порой оказывается более чутким и актуальным, чем профессионал-писатель, ограниченный высоким уровнем собственных требований.

Тем не менее фестиваль все-таки подвел итоги и раздал награды. Гран-при получил новосибирский режиссер Евгений Соломин за короткометражный фильм «Глубинка 35х45». В нем фотограф-шабашник Лютиков ездит по далеким деревням, снимая на новый, российский паспорт тех, кто так и не удосужился его получить к все время отодвигаемому, но все же наступившему сроку. Процесс съемки позволяет вглядеться в лица людей и показать их портреты на фоне неменяющихся пейзажей нашей продленной родины.

За лучший короткометражный фильм награжден «Занавес» Владимира Головнева. Приз за дебют достался Алине Акоефф за фильм «Письма из будущего». За лучшую операторскую работу награду дали Ирине Шаталовой (фильм «Безработные»), а спецпризы жюри получили Владислав Тарик ( «Светлый путь») и Светлана Стрельникова ( «Аритмия»).

"