Posted 11 октября 2017,, 05:22

Published 11 октября 2017,, 05:22

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

«Сделано в Америке»: самолёты, наркотики и Том Круз

11 октября 2017, 05:22
18+ Даг Лайман и Том Круз, до этого успешно сотрудничавшие над «Гранью будущего», вновь работают вместе и выдают заурядную моралистскую драму о том, что жажда лёгкой наживы до добра не доводит.

На дворе начало 60-х. Том Круз играет реально существовавшего пилота Барри Сила, у которого есть талант управления любыми самолётами, но совершенно нет терпения. Как классический герой моралистского фильма он желает всего и сразу, поэтому бросает гражданскую авиацию и решает откликнуться на предложение американских спецслужб. Как мы знаем из подобных фильмов, ни к чему хорошему такая жизнь героя не приведёт. Но создатели однако всё равно считают необходимым снять свою собственную версию «Волка с Уолл-стрит».

Вообще, сравнение с фильмом Скорсезе не случайно. Даг Лайман, также как и его коллега подаёт историю и все события фильма в форме ироничного диалога Барри и зрителей. На самом деле конечно Барри и видеокамеры, но мы то с вами знаем, с кем герой на самом деле разговаривает. Приём не новый, но весьма эффективный. Однако не ждите, что рассказ главного героя будет правдивым, а все персонажи однозначными.

Справляться с рассказом у Круза получается превосходно. В свои 55 лет он выглядит весьма бодро и органично играет роль человека, который поймал за хвост удачу и теперь просто плывёт по течению. Герой не испытывает острой нужды в деньгах и не заостряет внимания на причинах, толкнувших его на преступный путь. Просто использует все возможности для заработка, которые у него есть. И хоть он своими руками никого не убивает, но это всё равно не спасает его героя от того, чтобы вызывать острую симпатию.

В фильме вообще нет ни одного героя, которому хотелось бы действительно сопереживать. Кроме разве что окружного прокурора в исполнении Джеймы Мейс, безрезультатно пытающейся посадить Сила в тюрьму. Герои не плохие и не хорошие. Каждый из них использует другого в своих целях до тех пор пока от этого есть хоть какая-то польза. Всё, как в жизни. Барри использует прикрытие в виде тайных спецопераций ЦРУ, чтобы перевозить в США кокаин, а правительство использует его навыки, чтобы переправлять в Южную Америку оружие и боеприпасы для противодействия коммунистическому режиму. Холодная война как-никак.

Кстати, с отображением того времени у создателей нет никаких проблем. Картинка изобилует яркими красками и музыкой 60–70-х годов, а художники по костюмам показывают нам, что очки-авиаторы и платье в горошек всегда будут в моде. И благодаря излюбленным приёмам Лаймана в виде рваного монтажа и большого количества средних планов у истории Сила появляется новое измерение и необходимая динамика.

Странно, но при всех явных плюсах фильма, в числе которых Том Круз, яркий визуальный стиль Лаймана и реальная история, отношение к фильму после титров остаётся неоднозначным. Персонажа, сыгранного Томом Крузом, ближе к финалу становится действительно жаль, но не столько от печальной участи, сколько от того, как актёр играет само ожидание предстоящей развязки. Удели создатели чуть больше времени исповеди Барри перед камерой, то стало бы гораздо яснее, что он был не лучше спецслужб и наркокартелей, использовавших его, и фильм вызывал бы совсем другие чувства.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"