Posted 12 октября 2017,, 10:45

Published 12 октября 2017,, 10:45

Modified 1 марта 2023,, 18:16

Updated 1 марта 2023,, 18:16

Мечтают ли андроиды о деревянных лошадках? «Бегущий по лезвию» 35 лет спустя

12 октября 2017, 10:45
18+ Спустя три с лишним десятка лет Дени Вильнёв («Прибытие») снимает идеальное продолжение «Бегущего по лезвию», где даже маленькие детали вроде цветового решения открывающей фильм сцены или случайно упомянутой книги Набокова являются частью большой детально проработанной истории о желающих обрести своё предназначение репликантах, и где имя Ридли Скотта в титрах выглядит лишним.

Внимание, в тексте есть спойлеры!

Фильм начинается с крупного плана глаза и шикарной панорамы огромных полей, усеянных солнечными батареями и белковыми фермами. На одну из таких с надписью «Целина» и прилетает полицейский по имени Кей (Райан Гослинг). Он, как и Декард (Харрисон Форд), является охотником на репликантов. Но вместе с очередной жертвой (лучшая драматическая роль Дэйва Батисты) герой задаётся не только новыми экзистенциальными вопросами, но и находит загадочный ящик с останками женщины, информация внутри которого ставит под угрозу существование всего человечества.

Если вы смотрели документальный фильм «Опасные дни», рассказывающий о создании первого «Бегущего», то вспомните, что его предполагалось начать именно со сцены на ферме. Так что Дени Вильнёв по своему отдаёт дань уважения не только книге-первоисточнику, но и видению Ридли Скотта. С одной стороны это очень верный шаг для того, чтобы плавно подвести зрителя к новой истории, с другой — отсылок к первой части на протяжении 160 минут фильма будет не мало. Если вспомнить спорный «Чужой: Завет» или «Прометей», то Скотт и здесь пытается подвести нас к своим размышлениям о поиске Бога вместо того, чтобы позволить Вильнёву рассказать свою историю о дискриминации и поиске собственного предназначения в безрадостном дождливом будущем.

Как и предыдущие фильмы Вильнёва сюжет в новом «Бегущем» развивается очень плавно. Кому-то может показаться, что режиссёр просто размазал его по 160 минутам, но это не так. Большой хронометраж необходим, чтобы зритель как следует искупался в атмосфере фильма. Атмосфере настолько густой, что в какой-то момент просто перестаёшь следить за тем, что говорят актёры и наслаждаешься неоновыми вывесками, местами грубого, но восхитительного саундтрека Ханса Циммера, проходками Райана Гослинга под дождём и бесконечными полётами то в одну, то в другую сторону. Даже Рику Декарду (Харрисон Форд) место нашлось только в последней четверти фильма, что несомненно обманывает зрительские ожидания, но развязывает создателям руки, позволяя обогатить известную киновселенную и рассказать новую историю без лишнего багажа из прошлой части.

С самого начала известно, что Кей репликант. Здесь Гослинг идеально справляется с ролью и играет невозмутимого андроида, послушно исполняющего приказы начальницы с лаконичным прозвищем Мадам (Робин Райт). Он спокойно отправляет сородичей на покой, ищет улики и идёт по следу не хуже полицейской овчарки. Не случайно его имя созвучно сокращению «К-9», которое принадлежит полицейским собакам в США.

C искренней любовью собаки Кей любит свою голографическую девушку по имени Джой (Ана де Армас), которая при первой же совместной сцене символично предлагает ему прочитать «Бледный огонь» Владимира Набокова. Роман, к слову состоит из поэмы выдуманного поэта и развёрнутого комментария его сумасшедшего друга, который выдаёт желаемое содержание произведения за действительное. Таким образом создатели как бы намекают, что всё не то, чем кажется на первый взгляд. Например, что запрограммированная на плотские удовольствия Джой по-настоящему будет любить Кея и по-человечески радоваться простому дождю.

Вообще Вильнёв очень часто будет подкидывать зрителю различные визуальные референсы. То пчелу, которая сядет на руку главного героя и отошлёт к одному из вопросов теста Войта-Кампфа из книги, то скопление жизни, где Кей найдёт Декарда и которое обнаружится прямо под ногами огромной статуи женщины в развалинах не менее символичного Лас-Вегаса. Во многом это заслуга оператора Роджера Дикинса («007: Координаты «Скайфолл», «Убийца»), который делает из освещения, цвета и неторопливых общих планов полноправную часть повествования.

Волны бьются о гигантский барьер, отделяющий Лос-Анджелес от мусоросборника в Сан-Диего, цветокоррекция меняется с тёмной на серо-золотую, а в голове моментально возникает ассоциация с сопротивлением и противопоставлением. Пролетая эту разделительную линию, Кей изменится навсегда, подтвердив собственные опасения касательно личности ребёнка Декарда и Рейчел (Шон Янг). Не случайно в некоторых интервью создатели признавались в любви не только к оригиналу, но и творчеству Тарковского («Солярис», «Зеркало»).

При всём этом актёры лаконично вписываются в любую из ситуаций, куда их помещает режиссёр. Кроме разве что Джареда Лето, в исполнении которого слепой миллиардер Уоллес выглядит скорее фанатичным занудой, чем толковым антагонистом. Более интересной выглядит его помощница по имени Лав (Сильвия Хукс), которая на самом деле несёт совсем не любовь, а смерть. Лав верна своему хозяину и также, как и многие другие центральные персонажи-нелюди, пытается доказать окружающим, (но главное себе), что она особенная.

Но особенным нас делает не генетика, а поступки. Не зря Вильнёв делает протагонистом именно репликанта, наделяя его чертами, гораздо более человеческими, чем персонажей-людей. Именно поэтому в фильме есть собственная сцена «слёз под дождём», когда Кей смотрит на рекламу виртуальных девушек серии Джой и понимает, что его подругу уникальной сделало не наличие родителей, а любовь к нему и смерть за то, во что она верила. Ведь каждый из нас ищет что-то настоящее, даже если это будет настоящая электроовца.

Дени Вильнёву, как и Ридли Скотту удалось создать медитативный нуар-детектив, из атмосферы которого долго не хочется выбираться. Если вы хотите ещё несколько раз подумать о своём месте во вселенной и продлить приятные ощущения от просмотра фильма, вот вам список фильмов, игр и книг, которые могут с этим помочь:
  • Повесть Филипа К. Дика «Снятся ли андроидам электроовцы? « (1968), где поднимаются этические и экзистенциальные вопросы.
  • Не менее культовая компьютерная игра «Blade Runner» (1997), которую отличает более тесная связь с книгой-первоисточником и нелинейный сюжет с возможностью получить одну из 16 концовок. Главного героя в ней зовут Рэй МакКой и он тоже не знает репликант он или нет.
  • Документальный фильм «Опасные дни», подробно рассказывающий обо всех аспектах создания первой части «Бегущего по лезвию».
  • Первый короткометражный приквел «Black Out 2022» от создателей «Ковбоя Бибопа», повествующий о блэкауте, который помог репликантам серии Nexus 8 и Декарду скрыться от преследования.
  • Второй по хронологии короткометражный приквел «2036: Возрождение Nexus», снятый Люком Скоттом (сыном Ридли Скотта), который рассказывает о том, как Ниандер Уоллес (Джаред Лето) сумел получить разрешение на создание обновлённой линейки репликантов Nexus 8.
  • Третий по хронологии короткометражный приквел «2049: Некуда бежать» вновь снятый Люком Скоттом, рассказывает историю репликанта-беглеца Саппера Мортона. Фильм примечателен мощным драматическим выступлением Дэйва Батисты, который вопреки своим габаритам играет скромного любителя книг и справедливости.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"