Posted 9 января 2018,, 06:20

Published 9 января 2018,, 06:20

Modified 1 марта 2023,, 16:52

Updated 1 марта 2023,, 16:52

«Патриотизм – дело хорошее, но президента многовато». Мнение историка о выставке «Россия — моя история»

«Патриотизм – дело хорошее, но президента многовато». Мнение историка о выставке «Россия — моя история»

9 января 2018, 06:20
Фото: Properm.ru
В середине декабря в Перми открылся исторический мультимедийный парк «Россия — моя история». О его достоинствах и недостатках рассказывает историк и публицист Евгений Норин.

Исторический парк «Россия — моя история» — для Перми один из самых необычных музеев. Изначально это детище Патриаршего совета по культуре, а перая выставка открылась в Москве на ВДНХ. Теперь этот музей доехал и до нас.

Специфика «Моей истории» в том, что это чисто мультимедийный комплекс. Никаких аутентичных артефактов нет. Вся информация подается через видео, инфографику, 3D-модели. Таким образом строится грандиозная панорама истории России от ранних славян до наших дней. В Перми выставке нашли отличное место — отремонтированный Речной вокзал и вылизанное и приглаженное здание «Перми-первой».

Нельзя не признать: впечатляет. Выставка сделана очень стильно, искусно и с размахом. Каждый зал посвящен конкретной эпохе, правителю или какой-то отдельной теме. Можно просто проходить коридоры и залы один за другим, разглядывая карты, портреты, картины, цитаты историков и политиков на заданную тему, инфографику.

Можно подойти к сенсорному столу и повертеть виртуальные модели старинных крепостей, мануфактур или кораблей. Можно очень надолго застрять около «информационных киосков» — планшетов с небольшими, богато иллюстрированными статьями по теме. Материала чрезвычайно много. Вся выставка разбита на несколько частей — Рюриковичи, Романовы, 20 век — и каждую можно легко рассматривать часа три. За что авторам огромное спасибо, они постарались сделать портреты эпох максимально широкими — не зацикливаясь только на правителях или только на военных успехах. Тут тебе и рассказы об обществе, и галерея ученых, и очень симпатичный ролик о том, как в допетровской Руси одевались. Все очень наглядно, ярко, выпукло. Знания укладываются в голове отлично, особенно если какой-то минимальный фундамент уже есть. Причем неплохо удается баланс между информативностью и занимательностью: можно прийти вовсе незамутненным, но и неплохо образованному человеку будет на что посмотреть.

Кстати, что особенно порадовало — пермский «филиал» имеет свою специфику. В большинстве залов предусмотрен экран с материалом о наших краях в конкретную эпоху. Предки коми-пермяков, металлургические заводы, мемуаристы, писавшие о Перми — тут уже трудно удержаться от реверанса в сторону людей, отвечавших за проект в нашем городе, материала много, материал интересный, и чужеродным телом никак не смотрится. Вообще, если искать аналоги, то можно вспомнить «Российскую империю» Парфенова (документальный сериал производства телекомпании НТВ, в котором представлен современный взгляд на историю российского государства с 1697 по 1917 год. Автор и ведущий — Леонид Парфёнов — Properm.ru). Тут тоже неизбежно поверхностно, но красиво, завлекательно и в первую очередь пробуждает интерес к теме.

Ходить с детьми — самое то, правда, можно даже не надеяться осмотреть все сразу. Из-за обилия информации чадо, вероятно, сдуется задолго до конца даже первой экспозиции. Так что есть смысл ходить смотреть на конкретную эпоху — Древняя Русь, поздние Рюриковичи, 18 век…

В любом случае, это не надо проглатывать одним куском. Кстати, заметная часть интерактива заточена специально под детей — скажем, в зале, посвященном индустриализации в СССР, когда я туда зашел, какой-то юноша лет восьми увлеченно собирал виртуальный самолет из виртуального же конструктора. Вообще, интерактив чаще всего уместный и забавный. Можно, например, «переголосовать» на референдуме 1993 года — дадут посмотреть не только результат тогдашнего голосования, но и современный. В другом месте предлагается угадать, что именно сказал Хрущев на выставке абстракционистов. В третьем — посмотреть, как менялся интерьер обычной советской квартиры с 1947 по 1999 годы. В общем, это все иногда смешно, иногда занятно, и в целом органично встроено в выставку.

С точки зрения чистой истории в основном получилось довольно удачно. Несколько резанули глаз демонстративно современные обороты вроде «информационная война» применительно к пропагандистской кампании против Ивана Грозного во время его походов в Ливонию. Однако что порадовало — в самой теме о Грозном авторы явно старались пройти по лезвию, не скатиться ни в апологетику, ни в «черную легенду», и честно рассказать и о преступлениях царя против попавших в опалу людей, и о том, что Ивану приписывается без оснований. И в целом видно, что острые углы старались сглаживать, а новые данные исторической науки — учитывать.

Трудно сказать, на чем основана популярная претензия в раболепию по отношению ко всем дореволюционным правителям: критика по адресу царей налицо. Хотя, опять же, тон больше примирительный. Скажем, ни декабристы, ни подавивший их восстание Николай I чудовищами не выглядят.

Много просто нетривиального для популярного проекта материала. Скажем, Литовская Русь описана в целом доброжелательно — как еще одна точка сборки Руси, наравне с Москвой. В большинстве тем удается выдержать спокойный тон и интерес к теме, выставка сделана с любовью к отечеству и его истории, но чаще всего — не слепой. Правда, на этом фоне иногда просто режут глаз фактические ошибки. Скажем, среди сателлитов Германии в Великую Отечественную указаны скопом и настоящие союзники, и покоренные страны (все же неверно ставить на одну доску захваченную Бельгию и настоящего союзника — Венгрию), и даже благожелательно-нейтральная Испания! Такое встречается не на каждом шагу, и конечно, ошибок при таком обилии проработанного материала не избежать, но глаз, конечно, режет, хотя чаще всего ошибки не критичны.

Есть ли за что еще поругать? Вообще, конечно, есть. Если говорить именно о внутреннем устройстве выставки — откровенно неважно работает вентиляция, а кроме того — за пределами одной специально выделенной зоны нет даже возможности присесть. Стульев нет, но вы держитесь! И это при том, что контента очень много, и в любом случае там пройдет не один час перед выходом. Ну ладно я, здоровый тридцатилетний кабан, но почему не позаботились о лавочках для детей и пожилых людей, понять невозможно. Однако это дело поправимое. По мере углубления в детали начинаешь замечать уже и проблемы содержательного свойства.

Патриарший совет сумел создать действительно качественный образовательный проект, но не сумел удержаться от того, чтобы не впихнуть свое видение мира. Моменты, когда авторам изменяет чувство меры, вкуса и здравого смысла на общем фоне неприятно бросаются в глаза.

Допустим, рассказать о Древней Руси, не касаясь религиозного аспекта, конечно, невозможно. Менее понятно, когда ты щелкаешь на биографию Деникина, и Антона Ивановича сходу начинают бранить за запрет монархической пропаганды в белой армии, да еще и увязывают с этим фактом поражение белого движения. Февральская революция сводится к заговору, что противоречит даже материалам самой же выставки. Хронология событий Великой Отечественной между Курской битвой и освобождением Украины включает избрание патриарха православной церкви. При всем уважении к религиозным чувствам, это событие относится немного не к той, пардон за каламбур, епархии. Вообще, часть, посвященная революционным событиям, смотрится самой слабой, и это счастье, что не вся выставка содержит столько перекосов в сторону авторской позиции.

Однако если в основной экспозиции это воспринимается как мелочи, то в видеороликах (под видео отведены отдельные залы-"кинотеатры») попадаются просто скандальные пассажи. Русско-японская война, оказывается, была проиграна из-за «предательства элит», что бы это ни значило. Революционные потрясения были спровоцированы только и исключительно кучкой ненавидящих монархию интеллигентов (это при том, что в основной экспозиции честно и обстоятельно рассказывается о реальных проблемах поздней Российской империи), но в части о Рюриковичах есть совсем уже упоительный пассаж об остановке орд Тамерлана при помощи чудотворной иконы.

Вопрос о влиянии высших сил на мирскую реальность дискуссионный, но на выставке, которая все-таки посвящена истории, а не истории церкви, такие мощные тезисы, прямо говоря, недопустимы. И это при том, что вообще-то в подавляющем большинстве случаев авторам удается выдержать стиль и заниматься все же научно-популярной деятельностью, а не распространением увлекательных легенд.

Надо, кстати, отдать авторам должное: они понимают критику. Так, из цитат исторических и современных деятелей, то тут то там украшающих выставку, за время работы парка вычистили как минимум две фейковые. Вообще, многие претензии по поводу освещения тех или иных событий, на которые натыкаешься в интернете, точно неактуальны, и похоже, что это именно результат работы администрации над ошибками. Учитывая колоссальный объем информации, немудрено, что там есть какие-то помарки.

Довольно спорная часть выставки — современность. Тут авторы пошли простейшим путем, «Наша мама лучше всех». Патриотизм — дело хорошее, однако президента Путина, его цитат и изображений, пожалуй, многовато. Все же нынешние времена вообще, строго говоря, не относятся к области истории, и по-хорошему, стоило подождать с рассказом о том, в какую прекрасную эпоху мы живем. Тем более, чтобы увидеть, где выставка, вежливо говоря, спрямляет углы, можно местами просто на улицу выйти. Правда, это не просто «Все хорошо, прекрасная маркиза!», тезисы об удачных последних полутора десятилетиях стараются подкреплять цифрами и фактами.

Достоинства столь велики, что язык не поворачивается назвать недостатки фатальными. Еще никогда отечественная история не была настолько яркой и привлекательной для самых что ни на есть широких масс. Сходить не то что можно, а я бы сказал, обязательно. Необычно, масштабно, интересно. Одно из самых любопытных событий в культурной жизни последнего времени.

"