Posted 5 февраля 2018,, 03:17

Published 5 февраля 2018,, 03:17

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

Большие проблемы маленьких людей. Рецензия на фильм «Короче»

5 февраля 2018, 03:17
18+ У Александра Пэйна, задумывавшего снять «Короче», как сатиру на современный мир с его преувеличенными проблемами, в итоге вышла трагедия о постепенном вымирании среднего класса и о том, что довольствоваться малым не так уж и плохо.

Обычный американец Пол Сафранек (Мэтт Дэймон), не сумевший когда-то стать врачом, работает на фабрике и лечит местных рабочих от артрита и других мелких недугов. Вместе с обычной женой (Кристен Уиг) они пытаются свести концы с концами и, наконец, переехать из дома, когда-то принадлежавшего матери Пола. Но долги и ежедневные проблемы, которые душат средний класс, не позволяют им сделать этого.

Спасение приходит внезапно. Норвежские учёные находят решение всех проблем человечества, в том числе и финансовых — чудо-средство для уменьшения до размеров мизинца. Герой решает уменьшиться, но размеры его проблем при этом остаются прежними.

Новая лента Александра Пэйна принадлежит к редкому жанру сатиры. С приходом к власти Дональда Трампа, изрядно приуменьшившего значение почти всех достижений своего предшественника, этот жанр просился на экраны сам собой. О печальном положении дел можно узнать, например, из сцены, где Пол рассказывает своему другу о том, что сумел отдать кредит за учёбу только недавно.

После удачных экспериментов с препарированием историй пожилых людей, которые не смогли реализовать себя в молодости (фильмы «Небраска» и «О Шмидте») Пэйн решил рассказать историю побольше, использовав при этом метафору «уменьшения». Что само по себе уже забавно.

Создатели помещают своего героя, прекрасно сыгранного Мэтом Дэймоном «Человека-обыденность», в новый мир лилипутов. Казалось бы, мечта осуществилась, и теперь он сможет беззаботно пожить для себя, а не для банка, которому отдаёт ипотеку или мясокомбината, где вынужден работать из-за нужды. Но и здесь не без проблем.

К сожалению, нельзя построить новый мир по-старому, ведь люди, даже маленькие, всё равно остаются людьми. Например, за пределами идеального мини-города проживают в ужасных условиях лилипуты-мексиканцы, нормальные люди относятся предвзято к «уменьшенным» или вот богатый сосед-европеец использует дешёвую рабочую силу нелегально уменьшенных лилипутов.

Режиссёр собирает в одном фильме всё, о чём хотел бы рассказать, поэтому в погоне за этой возможностью иногда теряется сама суть сатиры. Смеяться становится не над чем. Таким образом «Короче» становится больше похож на удлинённую и сильно драматизированную версию «Человека-муравья».

И если первую половину нас вводят в курс дела, поэтому придраться тут особо не к чему, то вторая откровенно провисает из-за отсутствия какой-либо интересной активности. Действия главных героев не несут практически никаких изменений для остальных персонажей. Даже сам Пол, в финале получивший возможность сделать то, что хочет и пойти создавать новый мир, получает нагоняй от подружки и возвращается назад к своей привычной жизни.

Мэтту Дэймону удивительным образом вновь (после «Субурбикона») удаётся воплотить «Эвримэна» — самого обычного человека. Такого легко представить вашим соседом. Тем самым режиссёр даёт нам понять, что в обыденности, как и в уменьшении нет ничего страшного. Поэтому довольствоваться малым — совсем неплохо.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"