Posted 7 февраля 2018,, 06:35

Published 7 февраля 2018,, 06:35

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Рецензия на новый фильм Мартина МакДонаха

7 февраля 2018, 06:35
18+ Мартин МакДонах, известный пермякам по многочисленным постановкам его пьес в театре «У Моста», внезапно отправился искать свою фирменную драму в американскую глубинку. Благодаря ирландскому режиссёру, на границе города Эббинг нашлось место не только для трёх провокационных билбордов и одного трупа, но и почти библейской истории о прощении.

Спустя несколько месяцев после убийства дочери, отчаявшись найти правосудие Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд) арендует три билборда на въезде в город Эббинг, чтобы оставить там недвусмысленное послание уважаемому горожанами шефу полиции Уильяму Уиллоуби (Вуди Харрельсон). Как ни странно, сама героиня больше ничего для поисков убийцы не сделает. Однако эта выходка запускает мастерски проработанную вереницу событий, с помощью которых мы сможем лучше узнать о Уиллоуби, его инфантильном помощнике Диксоне (Сэм Рокуэлл) и самой Милдред.

Уже давно и вполне успешно Мартин МакДонах существует в двух ипостасях: драматурга и кинорежиссёра. Пьес, у него пока в количественном плане больше, чем фильмов, поэтому каждая из лент становится событием. Не исключением стали и «Три билборда». Несмотря на (очень) длинное название, самих билбордов в фильме будет немного.

Эти рекламные щиты, как и жители Эббинга, скрывают куда больше, чем просто чёрные буквы на красном фоне. И здесь МакДонах, в первых двух фильмах не выделявшийся символизмом, а наоборот прямо вещавший с экрана преподносит сюрприз. Персонажи, как и в его пьесах чертовски привлекательны. Даже второстепенные герои.

Взять хотя бы новую подружку бывшего мужа главной героини, которая только на первый взгляд выглядит глупенькой девятнадцатилетней девушкой, а на самом деле может вполне здраво рассуждать обо всём.

Подобные обманки были и в первых фильмах МакДонаха, будь то трогательный мафиозный босс в исполнении Рэйфа Файнса из «Залечь на дно в Брюгге» или остроумный похититель собачек в исполнении Кристофера Уокена из «Семи психопатов». Но именно в «Трёх билбордах» эта особенность работает на создание особой атмосферы, ведь персонажей теперь не только приятно слушать, за ними теперь интересно наблюдать.

Как и раньше режиссёру, благодаря его театральному опыту удаётся строить первоклассные диалоги. Поэтому многие ставят МакДонаха в один ряд с Квентином Тарантино. Но там где последний может справиться вообще без помощи слов, используя язык символов, первый пока вынужден использовать болтовню и иронию.

Справедливости ради, стоит отметить, что «Три билборда» ощущается гораздо более глубоким и личным, чем предыдущие фильмы. Например, практически в самом начале есть прекрасная сцена, где главная героиня приходит в рекламное агентство, чтобы купить рекламу на билбордах и невзначай спасает жизнь жуку. Эта маленькая сцена довольно чётко формулирует одну из идей ленты: если тебе кто-то не нравится, то это не значит, что нужно лишать его жизни.

Горожане, однако не лучше, чем Милдред, и будут всячески воздействовать на неё, чтобы она убрала свои билборды. Довольно странно выглядит тот факт, что это практически единственный способ, которым героиня двигает сюжет вперёд. Поэтому к МакДонаху появляются вопросы о том, кто же всё-таки герой или сколько их на самом деле. В этой связи, кажется, будто МакДонах хотел сделать из «Трёх билбордов» бесшовный сборник новелл об американской глубинке, поэтому насадил несколько характеров на стержень этой истории о поиске убийцы дочери.

Расследование проводит Диксон, а самая главная драма и наши переживания связаны с тем, что у мастерски сыгранного Вуди Харрельсоном шефа полиции обнаруживают рак. Вообще, мужские персонажи, даже несмотря на короткие появления, вызывают гораздо больше сочувствия и имеют более понятную линию развития. Взять хотя бы того же Диксона в исполнении Сэма Рокуэлла (на момент написания рецензии он уже получил «Золотой глобус» в номинации «лучшая мужская роль второго плана»), который проходит путь от морального урода и расиста до парня, который, рискуя жизнью, помогает спасти улики, связанные с убийством дочери героини.

Хотя и Френсис МакДорманд вытягивает своего персонажа, играя самостоятельную и сильную женщину, которой приходится противостоять целому городу, при этом сохраняя самообладание. Особенно приятно смотреть на неё в сцене с высаженной на месте убийства дочери клумбой, когда она разговаривает с внезапно появившимся из ниоткуда оленем.

МакДонах через Милдред конечно признаётся, что не верит в идею реинкарнации, но обращается к Богу и пытается понять, важно ли то, что мы здесь творим. Вопрос, естественно риторический. Именно поэтому «Три билборда» — неторопливое кино, где ирландского постановщика интересуют не столько вопросы о мотивах убийц или желании расправиться с ними, сколько вопросы о том, как жить с тем, что убийца на свободе. И ответ МакДонах даёт в фильме вполне очевидный.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"