Posted 10 февраля 2018,, 05:12

Published 10 февраля 2018,, 05:12

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

Трамвай «Колесо чудес». Или приключения Джастина Тимберлейка в обтягивающем костюме спасателя-драматурга

10 февраля 2018, 05:12
16+ Вуди Аллен в свои 82 года даже и не думает останавливаться. Чем старше становятся люди, тем они более сентиментальны. Не является исключением и сам режиссёр, на этот раз отправляющий зрителя на залитое лучами цветокоррекции побережье Кони-Айленда с книгой пьес Теннеси Уильямса.

Разочарованная жизнью и своим браком с итальянским гангстером юная красотка Каролина (Джуно Темпл) бежит от преследующего её мужа и его прихвостней на побережье Кони-Айленда (что в Нью-Йорке). Там живёт её отец Хампти (Джеймс Белуши) и его новая жена Джинни (Кейт Уинслет), которая отнюдь не рада гостье. Ещё бы, ведь та концентрирует на себе внимание и мужа, и её нового любовника Микки (Джастин Тимберлейк) — спасателя, мечтающего стать драматургом.

Ностальгируя по своему детству, когда Вуди Аллен прогуливал все занятия, кроме видимо американской литературы, и вероятно проводил всё время в кинотеатре или парке аттракционов, режиссёр делится с нами тёплыми воспоминаниями о своём прошлом, исследует проблемы в личной жизни, чтобы переосмыслить не теряющего актуальности Теннеси Уильямса и вновь поднять вопрос о противоборстве человека и общества.

С приходом к власти Дональда Трампа, как человека поддержанного рабочим классом в противовес либеральной Хиллари Клинтон, тема классового неравенства стала особенно актуальной для США. Именно поэтому у местных критиков он вызвал столь бурную реакцию, а у нас рискует пройти незамеченным.

В 1947 году было написано одно из самых значимых произведений американской литературы 20 века — пьеса «Трамвай «Желание». Страна тогда находилась в эйфории от победы во Второй Мировой войне и успешно пережитого периода Великой депрессии. Поэтому персонажи пьесы, несмотря на своё тяжёлое положение, были полны надежд изменить свою жизнь.

Вуди Аллен, как человек заставший те времена, совершенно справедливо проводит параллель с современной американской действительностью, в которой страна, возлагавшая большие надежды на технологии и лучшее будущее с новым президентом, оказывается обманутой и разочарованной. Сложно найти сейчас хоть одного американца, который бы остался доволен нынешним положением дел.

У Уильямса в «Трамвае «Желание», рассказывалось о вымирании культуры перед лицом вульгарного человека. Таким тогда был мужчина, который боролся с женщиной возвышенных идеалов. Но сейчас 2018 год, и после историй с харассментом в США такая история уже вряд ли способна кого-то удивить.

Поэтому у Аллена с одной стороны становится Джинни, страстно желающая вырваться из круга обыденности и стать актрисой, как когда-то в детстве, а с другой - её успешная, молодая и красивая падчерица, которая, несмотря на оставленные после первого брака душевные раны, с надеждой и спокойствием смотрит на будущее.

Аллен рассматривает классовый конфликт под новым углом. У обеих героинь есть возможность изменить свою жизнь, но пользуется этой возможностью только Каролина. Джинни же предпочитает бесконечно обвинять себя в самоубийстве прошлого мужа, ругать своего сына и мучаться от мигрени. Даже когда она встречает на пляже спасателя-драматурга Микки, то оказывается не способна рассказать ему правду о своём возрасте и муже. Несмотря на желание быть актрисой, которое она себе выдумала, и которое укоренилось в ней после встречи с Микки, ей не хватает смелости порвать с мужем и уволиться с ненавистной работы официантки.

Как и герой пьесы «Трамвай «Желание», Джинни — примитивный, обиженный на таких как Каролина полных энергии людей. Она живёт прошлым и не имеет идеалов, за которые стоило бы бороться, поэтому так любит мерить свои старые наряды, в которых когда-то выступала в театре.

Сложно представить, но Кейт Уинслет превосходна в роли уставшей домохозяйки, которая только внешне является жертвой обстоятельств, а на самом деле скрывает за традиционными моральными устоями порочность и жестокость. И это прии том, что где-то за кадром её должен периодически избивать Хампти. Но играющий его Джеймс Белуши совершенно не создаёт впечатления злобного пьяницы. Его персонаж больше похож на глупого, но доброго работягу. Он, в отличие от того же героя у Уильямса вполне доволен своей жизнью. Любопытно, что его герой постоянно приглашает Джинни на покер с друзьями или рыбалку, но она всегда отказывается, тем самым пытаясь визуально дистанцироваться от простых обывателей.

Особенно любопытно цветовое решение, которое создатели используют при появлении в кадре одного из персонажей любовного треугольника (Микки, Джинни, Каролина). Например, когда Джинни остаётся с Микки наедине, то это всегда происходит днём, или когда она говорит о нём, то цвета и освещение в кадре сменяются на нежные и бархатные, а когда разговор заходит о Хампти, то серые и вычурные. Нечто подобное производит и с Каролиной. Каждый раз, когда она встречает персонажа Джастина Тимберлейка, на улице солнце, а её лицо освещается силуэтом, как у героев «золотого века» Голливуда. Тем самым Аллен показывает, как сильно он верит в любовь и преображения, которые она приносит человеку.

К слову, сама кандидатура Тимберлейка для фильма выглядит весьма странной. Актёр из него привлекательный, но совершенно бездушный. Его спасатель, мечтающий писать пьесы, выглядит глуповато и даже его попытки прослыть интеллектуалом в фильме, когда он дарит обеим женщинам книги, не выглядят чем-то естественным. Также, как и сцена с признанием в любви в кафе, кажется для него совсем чуждой.

Вуди Аллен превосходно жонглирует временем и персонажами. «Колесо чудес» на первый взгляд рассказывает ламповую историю из собственного детства режиссёра, наполненную тревогами и волнениями. Но если копнуть чуть глубже, то вылезает актуальный и по сей день конфликт между прагматичным миром и миром людей, которые не отрекаются от своих идеалов. Ведь каким бы ни был пластмассовым актёр Тимберлейк, его герой совершенно отчётливо выбирает любовь к Каролине.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"