Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
«Ты можешь ненавидеть фильм, но не людей, которые его сделали». Интервью с кинокритиком Антоном Долиным По просьбе Properm.ru кинокритик Николай Гостюхин встретился с кинокритиком Антоном Долиным после окончания Берлинского кинофестиваля и поговорил с ним об итогах фестиваля, человеческой стороне его работы, ядовитом кино и персональной этике.

«Ты можешь ненавидеть фильм, но не людей, которые его сделали». Интервью с кинокритиком Антоном Долиным

12 марта 2018, 08:11
интервью

«Ты можешь ненавидеть фильм, но не людей, которые его сделали». Интервью с кинокритиком Антоном Долиным
Фото: предоставлено Антоном Долиным
По просьбе Properm.ru кинокритик Николай Гостюхин встретился с кинокритиком Антоном Долиным после окончания Берлинского кинофестиваля и поговорил с ним об итогах фестиваля, человеческой стороне его работы, ядовитом кино и персональной этике.

— Что вы думаете об итогах Берлинского кинофестиваля? Чем сумела привлечь жюри неоднозначная лента дебютантки из Румынии (речь идёт о фильме «Не прикасайся» Адины Пинтилие)?

 — Пинтилие около 10 лет работала над этой картиной. Почему Том Тыквер (председатель жюри Берлинале — прим. автора) наградил именно этот фильм главным призом фестиваля вопрос, к сожалению, не ко мне. Можно делать только разного рода некорректные предположения. Например, Тыквер в первый день на пресс-конференции сказал, что они будут награждать странные и необычные фильмы, так как им хочется увидеть радикальные решения. Наверное, ничего более радикального придумать было невозможно. Это полудокументальная картина с огромным количеством обнажённой натуры, со включением инвалидов, транссексуалов в эту разнообразную картину мира. Кроме того, режиссёр фильма — женщина, что для сегодняшнего времени весьма актуально.

То есть, если рационально выбирать из всей программы самый радикальный и необычный фильм, награждения которого никто не ждёт, то это он. Проблема в том, что эта картина очень скромных художественных достоинств. В этой ситуации остаётся только гадать, Тыквер и его жюри не увидели этих недостатков или для них просто принципиально было важно наградить соответствующий фильм режиссёра-женщины.

Доподлинно это не известно. Могу только сказать, что все зрительские и критические прогнозы относительно победителей фестивалей в 90% случаев не совпадают с представлениями жюри. Такие случаи, когда фильм нравится и прессе, и жюри довольно редки.

— Какие у вас были личные прогнозы?

 — У меня их не было. Я давно научился не давать прогнозов по фестивалям. Единственный осторожный прогноз, который я давал и тот не сбылся. Я был убеждён, что норвежский фильм «Утейа, 22 июля» идеален для Берлинале и не может не получить приз. А его вообще нет среди награждённых. Но я не могу сказать, что для меня это шок. Я уже столько раз на разных фестивалях сталкивался с подобной ситуацией.

— Предполагали ли вы, что «Профиль» Бекмамбетова и «Довлатов» Германа-младшего получат призы?

 — Предполагать разумеется не мог, но ещё на премьере обоих фильмов я заметил, что приём у местной публики был сверхтёплым. Очень приятно и не очень удивительно.

— Любопытно, что Тимур Бекмамбетов в России снимает жанровое кино вроде «Ёлок», а здесь на фестиваль привёз вполне себе экспериментальный десктоп-триллер.

 — Бекмамбетов всегда работал для зрителя, начиная со своих первых рекламных роликов. И «Профиль» тоже снят для зрителя. Не даром он получил приз зрительских симпатий. Хотя будь он не в секции «Панорама», а в основном конкурсе, то скорее всего прошёл бы мимо всех наград.

На самом деле, Тимур Бекмамбетов даже в своих больших проектах всегда пытается экспериментировать с уже известными формами. Будь то «Дневной дозор» или не самый удачный «Бен-Гур». Поэтому «Профиль» с одной стороны это не типичный его фильм, с другой — это канонический Бекмамбетов.

На съемках фильма «Бен-Гур»

— Вы говорили о том, что Том Тыквер на пресс-конференции заявлял, что они будут награждать «странные и необычные» фильмы. Можно ли назвать итоги этого фестиваля «странными и необычными»?

 — Безусловно. Но «необычными» в плохом смысле. «В плохом» с моей точки зрения, конечно. Потому что одно дело, когда выносится какое-то очень смелое и радикальное решение, которое может повернуть кинематограф в какую-то новую сторону. Это всегда очень здорово. Бывает редко, но бывает.

Другое дело, когда награждают фильм, который априори является тупиковым. С одной стороны он представляет давно существующие тенденции, слияние игрового и документального, малобюджетное румынское кино. Эти тенденции уже не первое десятилетие замечены в авторском кино и существуют. С другой стороны, в плане решения этих вечных проблем фильм не проявляет абсолютно ничего нового. Более того, он ударяется в штампы арт-кино, спекулирует на показе физического несовершенства, теме бодипозитива, на инвалидах, которых даже на сцену вытащили за призом. Это классическая арт-спекуляция, в которой нет ничего совершенно нового.

Получается, что победа этого фильма наверняка позитивно скажется на карьере режиссёра, но для кинематографа в целом это совершенно проходной и малозаметный момент.

Николай Гостюхин для Properm.ru