Posted 21 марта 2018,, 10:51

Published 21 марта 2018,, 10:51

Modified 1 марта 2023,, 15:51

Updated 1 марта 2023,, 15:51

Социальный айфон-триллер. Рецензия на фильм Стивена Содерберга «Не в себе»

21 марта 2018, 10:51
18+ Режиссёр-экспериментатор Стивен Содерберг, обещавший завязать с кино, снял на айфон параноидальный триллер о сталкеринге и актуальных страхах современных девушек.

Главная героиня Соер Валентини (Клер Фой) из-за преследования сталкера переезжает в другой город и устраивается на новую работу. Новый начальник даёт ей недвусмысленные намёки, а мама никак не может понять, что происходит с дочерью. Кажется, так бы всё это и продолжалось, если бы героиня не начала повсеместно видеть своего преследователя.

Современный мир, и Россия в частности, в таких вопросах остаётся безучастным к женщинам, поэтому героине приходится рассчитывать лишь на себя. Что Соер и делает, отправившись в консультационный центр для жертв сталкеринга (сталкинг — нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого человека или группы людей). Не дочитав до конца документ, подписанный по итогам встречи, она, усилиями бюрократов из этого центра, против воли помещается в психиатрическую лечебницу. Там ей придётся столкнуться лицом к лицу со своим сталкером, чтобы понять реальность он или всего лишь плод ее больного воображения.

Стивен Содерберг («11 друзей Оушена», «Мозаика») посредством айфона конструирует социальный триллер, в котором девушка, оставшись со своими проблемами наедине, может рассчитывать только на себя. В этом мире, и нашем мире тоже, общественное недоверие и попустительство заставляют личность поверить в то, что она сама виновата в сложившемся положении вещей. Последние сексуальные скандалы в Голливуде и недавние многочисленные обвинения депутата Госдумы Леонида Слуцкого в домогательствах тому подтверждение.

С помощью нетривиального способа съёмки посредством айфона, режиссёр позволяет зрителю любого пола ещё глубже заглянуть в закулисье жизни молодой женщины, не особо отличающейся от работницы одного из офисов (например, в Морионе) и сидящей с вами за соседним столом.

Конечно, на айфон снимали и до этого. Даже весьма удачно. Достаточно вспомнить отмеченный в Карловых Варах и на многих других независимых американских кинофестивалях фильм Шона Бэйкера «Мандарин». Но тот был скорее экспериментом для узкого круга зрителей и не выходил в широкий прокат в отличие от «Не в себе». Теперь же фильм, полностью снятый на айфон можно увидеть на большом экране. Поэтому удивительным достижением для современного массового кинематографа является тот факт, что Содерберг ещё раз доказал, в широком смысле этого слова, что история важнее технической составляющей.

Героев в фильме немного, так как история концентрируется всё-таки на Сойер в исполнении Клер Фой («Корона», «Души ради нас»). Актриса выглядит весьма органично в роли девушки, подвергшейся преследованию сталкера. Она пытается найти выход из сложившейся ситуации и жить с постоянным ощущением паранойи, а также тотальной потери доверия к мужчинам. При этом ей получается легко сопереживать, кроме того проблемы незаконного преследования не так уж далеки от современных реалий. Но более всего интересен её личный рост в фильме, от девушки, покорно принимающей неразрешимую ситуацию, до человека, который способен устроить побег из психбольницы.

При всём при этом создатели отнюдь не банально выстраивают историю и честно держат интригу. Содерберг, набивший руку на историях с чётким нарративом, филигранно рассказывает простую и понятную историю о тотальном недоверии. Даже государство, в лице администрации лечебницы и полицейских отказывается поверить и помочь главной героине, когда она обращается к ним за помощью, утверждая, что её преследователь достал её и здесь.

Правда или нет, поначалу придётся решать для себя самому. В этом смысле, как и в своём предыдущем интерактивном фильме «Мозаика», режиссёр создаёт для зрителя герметичную историю, где каждый сам для себя решает на чьей он стороне. Добрую половину фильма вы так и не сможете решить для себя, что видит Сойер в лечебнице — своего сталкера или галлюцинацию. А в те моменты её эмоциональных всплесков фильм вообще будет напоминать другую классику «Вторжение похитителей тел» (1955) и мой любимый момент на шоссе.

Но как это бывает и в жизни, многие попытаются убедить героиню, что ничего серьёзного не произошло. Мистики в фильме нет, но кошмар от тотального общественного недоверия и неприятия существующей проблемы вполне реальный. Так что для мира, и России в частности, картина Содерберга имеет вполне практический смысл. Тем более, что создателям удалось создать заражающее чувство паранойи, поэтому выходя из кинотеатра, действительно хочется оглянуться по сторонам и убедиться, что никто за тобой не следит.

"