Posted 6 апреля 2018,, 03:01

Published 6 апреля 2018,, 03:01

Modified 1 марта 2023,, 15:38

Updated 1 марта 2023,, 15:38

История Марии Магдалины, рассказанная Гартом Дэвисом. Рецензия

История Марии Магдалины, рассказанная Гартом Дэвисом. Рецензия

6 апреля 2018, 03:01
Фото: Properm.ru
16+ Гарт Дэвис, снявший до этого слёзогенераторный фильм «Лев», предпринимает осторожную попытку обелить сформированный ранее католической церковью образ Марии Магдалины. Используя драматические навыки, полученные в прошлом фильме, и Евангелие, режиссёр в актуальном свете пересказывает основные события жития любимой ученицы Иисуса, порой делая это слишком занудно.
Уровень спойлеров: низкий

Мария Магдалина (Руни Мара) спокойно живёт со своей семьёй до тех пор пока её не заставляют насильно выйти замуж. После отказа, близкие начинают сомневаться в том, что она здорова и пытаются вылечить её от бесов, в то время, как девушка просто пытается найти собственный путь в жизни. Но однажды, Мария видит, как Иисус (Хоакин Феникс) ведёт свою проповедь недалеко от её деревушки. После этой судьбоносной встречи она решает примкнуть к нему и его ученикам, чтобы нести слово Божье по миру, а также стать самой загадочной его последовательницей.

Создатели сразу дают нам понять, что перед нами в первую очередь осовремененная версия жития Магдалины. Здесь и отец с братьями, которые пытаются выдать её против воли замуж, и предельно понятная социальная роль женщин, которые напуганы и боятся перечить мужчинам. Особенно это заметно, когда на пути к Иерусалиму Иисус с учениками заходит в небольшой городок, чтобы проповедовать там женщинам.

В отличие от других фильмов, так или иначе рассказывающих о жизни Марии Магдалины, здесь её действительно много и у неё есть весьма чёткая позиция служить Богу. Несмотря на это сложно обвинить режиссёра в субъективизме, ведь в лонах самой католической церкви до сих пор нет единого мнения о происхождении и роли этой девушки. Споры в церкви возникли из-за толкования эпизода с помазанием Иисуса. Одни утверждают, что безымянная блудница, омывшая его ноги благовониями и есть Мария, другие уверены, что это две разные женщины.

Создатели при этом больше склоняются ко второму варианту, при этом позволяя себе осторожные отступления в виде той самой сцены с омовением ног Иисуса Марией и рассадкой апостолов на Тайной вечере по Дэну Брауну, то есть когда по центру сидел Христос и Магдалина.

С другой стороны, режиссёр не ставил себе задачей рассказать реальную историю, иначе бы в фильме не было места чудесам, совершённым Иисусом на пути в Иерусалим. Вместо этого зрителю впервые, слоган не врёт, пересказывают историю Марии, её личный взгляд на учеников и происходящие с ними события. Руни Мара удивительно органично и весьма сдержанно исполняет роль любимой ученицы, когда надо плакать — плачет, когда нужно улыбнуться — улыбается. Между ней и сыном Божьим в исполнении Феникса есть настоящая химия, подкупающая зрителя, даже несмотря на чисто платонические отношения. Они уже в третий раз играют пару (до этого в фильмах «Она» и «Не волнуйся, далеко он не уйдёт»), поэтому на них приятно смотреть даже во время молчаливых сцен.

Но одна актёрская харизма не способна тянуть весь фильм. К сожалению, сама история и её динамика, то ли из-за почти дословного следования Евангелию, то ли из-за конформистских амбиций создателей развивается очень неспешно, что порой заставляет скучать. Кроме того, весьма странной выглядит попытка представить всех учеников в оппозиции к Марии, этакими воинами, желающими создать новое Царство, о котором говорил Иисус, через борьбу. В противовес её мирной точке зрения.

Как бы то ни было, в фильме нет никаких батальных сцен, зато есть прекрасные сцены пляжей и экзистенциальных размышлений Марии во время её вознесения. Режиссёр, благодаря разнообразным мизансценам, копирующим ветхозаветные, и панорамным видам природы, заставляет зрителя, несмотря на частый звук ветра вместо музыки и общее преобладание холодных цветов, почувствовать доброту и нежность помыслов Магдалины, которая не столько борется с социальным статусом женщины того времени, сколько по-христиански отвечает добром на зло.

В этом и есть самое большое открытие фильма: Дэвис говорит с нами на языке милосердия, а Мария не пытается претенциозно отвечать на агрессию. Именно поэтому в финале она предлагает ученикам уверовать в то, что Царство Божие уже здесь и чтобы его достичь нужно не бороться за него, а обратить свой взор вовнутрь себя.

"