Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Цой жив: рецензия на фильм «Лето»

10 июня 2018, 12:30
рецензия

Цой жив: рецензия на фильм «Лето»
Многострадальный фильм Кирилла Серебренникова, который на самом деле вполне успешно рассказывает не столько о Викторе Цое и его взаимоотношениях с четой Науменко, сколько о музыкальной эпохе, какой она была и могла бы быть. Пусть даже и только в фантазиях.

Виктор Цой (Тео Ю), ещё никому не известный музыкант, знакомится с Майком Науменко (Роман Билык), находящемся в авангарде ленинградской рок-сцены. Молодой музыкант с нетипичной внешностью и текстами впечатляет лидера группы «Зоопарк». И пока он помогает Цою организовать концерт на сцене Ленинградского рок-клуба и записать первый альбом, между Виктором и Натальей Науменко (Ирина Старшенбаум) вспыхивают романтические отношения. Всё это на фоне цензурирования музыки в СССР, лета, внешней изоляции советского рок-н-ролла и общего хулиганского отношения к описываемой эпохе.

Начинается фильм с незатейливого, но задающего тон всему повествованию концерта Майка Науменко с завершающей песней «Дрянь». Зрители смирно сидят на стульях в ровных рядах, рядом с ними ходят специальные люди, которые запрещают им пританцовывать и показывать плакаты с сердечками. Но люди всё равно постукивают ногами по полу в такт музыке. Но даже несмотря на дрессированных, как в зоопарке (на сцене, напомню, тоже группа «Зоопарк») зрителей, выглядит происходящее скорее легко и нежно, чем напряжённо и комично.

Стоит, кстати сразу отметить, что «Лето» всё-таки никакой не байопик и не стоит от него этого ожидать. Цой появляется примерно на 15 минуте и, судя по равному со Старшенбаум и Билыком хронометражу, явно не является главным героем. С историей о любовным треугольнике, построенной на воспоминаниях Натальи Науменко, соседствует ещё одна трагическо-героическая — учителя, который, разглядев талантливого музыканта, решил вложиться в него и пренебречь своей карьерой. В этом смысле, в картине есть трогательная сцена, когда Майк приходит к другу, чтобы просить помочь записать альбом. Но просит он не для себя, а для Виктора. И это при том, что в это время тот остаётся с его женой наедине. Однако пошлости в фильме нет. Герои чисты в своих помыслах. Если надо помочь — помогают, если нужно согласиться на то, что твои песни «шуточные» — соглашаются, если приглашают на концерт — приходят. А самое радикальное на что они способны — поцелуй.

Серебренников не пытается углубиться в мотивы и мысли Цоя или Майка, а скорее показывает культурный слепок эпохи. Или даже то, каким те самые люди хотели его видеть, а также каким его видим мы. Например, в одной из сцен, когда Цоя записывают в студии, он высказывает Майку своё недовольство плохим оборудованием, на что тот ему отвечает, что самое главное — это то, как музыка звучит у него в голове. По крайней мере о том же говорит ряд сцен-перформансов, превращающих «Лето» в остроумный мюзикл, когда прохожие начинают коллективно напевать Игги Попа или Лу Рида.

Есть в этих музыкальных выходка что-то хулиганское, что режиссёру мастерски удалось передать. Заметьте, не выпивание портвейна на берегу Невы, хотя нечто подобное тоже есть, а именно чётко проработанные музыкальные номера и хулиганские выходки. Создатели, как будто предчувствуя шквал критики, особенно в этих моментах, запускают в кадр персонажа по имени Скептик, который обращается напрямую к зрителю с табличкой «Такого здесь точно не было». И ведь после такого сложно им вменять неуважение к первоисточнику или памяти о показанных музыкантах.

Всем ненавистникам стоит понять, что у «Лета» гораздо больше общего с тем же «Ла-Ла Лендом» нежели с типичными байопиками. То есть картина близка им, но она в большей степени наполнена тёплым элегическим настроением и воспоминаниями некоторых участников тех событий, чем набором исторических фактов, на которые ориентировались создатели. И именно так стоит относиться к фильму. Ведь у каждого из нас, слушавших Цоя тогда или начавших только сейчас, есть собственные светлые воспоминания и представления о нём как человеке и музыканте. А «Лето» всего лишь одно из этих представлений.

Именно этому и была посвящена лекция, которую кинокритик Properm.ru Николай Гостюхин проводил в кинотеатре «Киномакс» 9 июня. В тёплой атмосфере кинотеатра он рассказал о Викторе Цое, его взаимоотношениях с незаслуженно забытым Майком Науменко и его женой Натальей, эпохе становления русского рока, а также режиссёрском стиле Кирилла Серебренникова, который позволил сделать фильм о темах, актуальных и по сей день: внутренняя изоляция, цензура, экзистенциальные поиски и конечно же искренняя любовь. Мы постараемся, чтобы практика подобных лекций с кинопоказами продолжилась. Так что следите за новостями.

Николай Гостюхин для Properm.ru