Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Выставка судеб. В Пермской галерее открылся проект, рассказывающий о наивных художниках города и края

2 августа 2018, 10:54

Выставка судеб. В Пермской галерее открылся проект, рассказывающий о наивных художниках города и края
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
Могут ли наивные и непрофессиональные художники свободно существовать в мире высокого искусства? Где проходит та грань, которая отделяет аутсайдеров от признанных мастеров, да и существует ли она вообще? Все эти вопросы оказались в центре внимания выставки «Пограничное состояние», которая открылась в Пермской художественной галерее в минувшую пятницу.

На выставке были представлены более шестидесяти работ четырнадцати непрофессиональных художников Перми и Пермского края из коллекции Музея советского наива, переданных меценатами Надеждой и Андреем Агишевыми в дар Пермской галерее. И, что ещё важнее, выставка включала в себя не только сами работы, но и подробные истории об их авторах.

— Это беспрецедентное событие, потом что мы ещё никогда не получали одновременно столько работ. Надо сказать, что интерес к наивному искусству сегодня огромен. Это художники, которые не просто иначе смотрят на мир, но расширяют наше представление о художественном процессе.
Юлия Тавризян, директор Пермской галереи.

В числе работ, переданных Агишевыми (точнее, созданным ими фондом «Новая коллекция» и Музеем советского наива), оказались картины как известных в Перми непрофессиональных авторов, так и тех, чьи имена ещё только предстоит выучить и запомнить местному (а возможно, и российскому) художественному сообществу — всего около сотни произведений. В экспозицию выставки «Пограничное состояние» попали работы Нины Горлановой, Рудольфа Тюрина, Анатолия Краева, Саша Лиханова и других.

Юлия Тавризян отметила, что Пермская галерея давно испытывает интерес к непрофессиональным и наивным авторам — не потому, что работы некоторых из них уже были в коллекции, но потому, что Галерея с самого начала с интересном и вниманием изучала народную икону, творчество забытых крепостных художников и другие примеры искусства, часто остающиеся за пределами внимания профессионального сообщества.

Также Тавризян напомнила, что проект «Пограничное состояние» — один из многих в череде проектов, которые Галерея реализовала вместе с фондом «Новая коллекция» за последние полтора десятка лет. До этого Галерея совместно с фондом инициировала выставку, посвящённую жизни и творчеству Петра Ивановича Субботина-Пермяка «Кудымкор — локомотив будущего», выставку-публикацию наивного искусства «И тебе откроется мир», масштабную реставрацию комплекса XVIII века «Христос в темнице», переиздание первого в России каталога деревянной скульптуры и многое другое. Долгой и плодотворной истории взаимоотношений Галерей и фонда инициаторы выставки даже посвятили фильм, специально снятый в преддверии открытия выставки и транслируемый в одном из залов.

Надо отметить, что выставка «Пограничное состояние», как и персональная выставка Анатолия Краева, которая откроется в Центре городской культуры в понедельник, приурочена к празднованию пятидесятилетнего юбилея Надежды Агишевой (юбилей она решила отметить с размахом: под это дело был даже создан фирменный стиль и придумано название — «Самое время»). А проведение краудфандиногвых кампаний, когда именинник вместо подарков просит пожертвовать денег на какое-нибудь общее благое дело, в последнее время стало трендом.

Так обстояло дело и в этот раз: Надежда объявила, что по случаю её юбилея «Новая коллекция» предлагает друзьям, знакомым и просто неравнодушным пермякам внести свой посильный вклад в реставрацию одного из важнейших экспонатов коллекции Галереи — портрета Александра Сергеевича Строганова кисти французского художника Иоганна Баптиста Лампи. Портрет требует довольно срочной и дорогостоящей реставрации, которую Пермская галерея может просто не потянуть — так что теперь судьба этого произведения искусства в каком-то смысле зависит от каждого из нас.

После того, как прозвучал призыв к благотворительности, журналист Иван Козлов, который стал куратором и автором сопроводительных выставочных текстов, снова вернул разговор к выставке, ради открытия которой все собрались. Он обратился к зрителям с просьбой приложить определённое усилие и прочесть включённые в экспозицию выставки «Пограничное состояние» тексты о художниках — по его словам, наивное и аутсайдерское искусство невозможно понять без знакомства с личностями его авторов.

И действительно — объёмные тексты о каждом из четырнадцати художников занимали на выставке очень важное, если не центральное, место. Тем более что они не затерялись в экспозиции — благо, сама по себе выставка оказалась достаточно камерной, а все картины разместились в небольшом коридоре и специально выстроенном зале. Тексты, как и обещал Козлов, оказались интересными и захватывающими — в каждом из них коротко рассказывалось о судьбе того или иного художника. А судьба наивных авторов и авторов-аутсайдеров, как правило, складывается весьма драматично.

Многие из них социально не защищены или одиноки, для некоторых (как в случае с художниками Анатолием Краевым или Алексеем Фоминым) рисование становится чем-то вроде психотерапии, а один из авторов — житель Карагая Саша Лиханов, персональная выставка которого проходила в Музее советского наива четыре года назад — и вовсе уже несколько месяцев лежит в психиатрической клинике.

Вообще говоря, Надежда Агишева даже отдельно отметила в своём выступлении, что поддержка художников изначально была основной целью этого проекта — а для большинства из них, как явствует из написанных Козловым портретных очерков, поддержка (в первую очередь моральная) очень важна. Поэтому организаторы выставки попытались пригласить на вернисаж как можно больше авторов, и им это удалось: вместе со зрителями в зале галереи присутствовали Нина Горланова, Эдуард Солодков, Анатолий Краев, Кирилл Крест, Валентина Пономарёва и Алексей Фомин. Чувствовалось, что этот вечер стал для них праздничным — скажем, Алексей Фомин по-детски радовался тому, что под конец пятого десятка лет у него впервые в жизни взяли автограф.

Выставка в Галерее продлится совсем недолго — до 12 августа. Видимо, такой короткий срок связан с тем, что она имеет скорее символическое значение и не была предназначена для долгого экспонирования. Тем не менее, впереди у пермяков есть ещё почти две недели, чтобы ознакомиться с работами интереснейших наивных художников Пермского края — это редкая и ценная возможность, поскольку невозможно знать наверняка, как скоро их работы в следующий раз будут выставлены на всеобщее обозрение.

Фото в тексте Александр Гринишин и Кирилл Козлов