Posted 5 апреля 2010,, 09:37

Published 5 апреля 2010,, 09:37

Modified 2 марта 2023,, 16:42

Updated 2 марта 2023,, 16:42

Скоро на экранах России состоится «Битва титанов»

5 апреля 2010, 09:37
8 апреля в прокат выходит новый фильм Луи Летеррье.

8 апреля выходит фильм «Битва титанов» (CША / Великобритания, режиссер — Луи Летеррье; прокат в России — «Каро Премьер»).

Тинейджеры дорогие, особенно двоечники и троечники! Если вы собираетесь пойти на «Битву титанов», не сочтите за труд прочитать то, что последует ниже. Для меня лично, прилежно учившегося в школе, а потом не очень прилежно в университете, знакомо словосочетание «древнегреческая мифология». Вопрос о соотношении правды и вымысла в событиях давно минувших дней вряд ли можно признать корректным, ведь десять тысяч лет назад между людьми и богами стояли полубоги и множество других существ, одухотворяющих реки, деревья, горы, небо, землю… Для наивного древнего человека они были реальны, как сам человек, который в них верил. Наивное знание и воплотилось в мифологию, с блеском обработанную затем великими писателями, поэтами, историками и философами — Геродотом, Эсхилом, Софоклом, Еврипидом (cоветую почитать на досуге, это не так сложно и скучно, как можно подумать).

Так вот, Персей, главный герой «Битвы титанов» — это полубог, сын бога и смертной женщины. Волей современных авторов Персей, в исполнении знакомого нам по «Аватару» Сэма Уортингтона, делает драматический выбор — между поклонением богам и служением людям. Боги зарвались в тирании, требуют от людей любви, а люди «устали быть благодарными» (цитата). Люди, в общем-то, тоже не сахар — возгордились, увязли в потакании своим прихотям. Как говорится, хрен редьки не слаще. Самое забавное в том, что Персей, в отличие от Джейка Салли в «Аватаре», присягает на верность людям, грешному, но такому родному человечеству. Поклонники Уортингтона должны быть в серьёзном замешательстве. C кем же ты, Сэм? Но Сэм только ухмыляется…

Как бы двоечникам и троечникам ни хотелось, но примем всё-таки мифы Древней Греции за эталон, образец, достойный уважения и бережного отношения. Посмотрим, что происходило в мифологической реальности и что предлагается в реальности кинематографической.

Итак, жили-были в огромном древнегреческом городе Аргосе (самом что ни на есть реальном) царь Акрисий, его жена Эвридика и дочка Даная. Так бы они и жили не тужили, если бы Акрисий не узнал от предсказателя, что погибнет от руки сына Данаи. Испугавшись, Акрисий заключает Данаю дочку, что твою Марью-царевну, в подземный бункер, как бы мы сейчас сказали. И вот надо же такому случиться: родила царица в ночь… сына Персея. Кто посмел? Предположительно Зевс, бог грома, молнии и много ещё чего — его несколько раз замечали по блудливому делу. Cлучайно узнав, что Даная родила сына, он заключает дочку и несчастного внука в деревянный ящик и бросает ящик в море.

«Битва титанов» права только насчёт моря и ящика, а вот с родственными связями распорядилась по-простому: Данаю из дочери превратили в жену. Зевс птицей влетает в просторную дворцовую спальню (явно не подземную), овладевает Данаей, и в этот момент входит Акрисий, которому ничего не остаётся, как крикнуть: «Зевс?». Акрисий проклинает Зевса и за это низвергается в подземное царство Аида — ад не ад, но что-то близкое к этому. Далее фантазия авторов превращает Акрисия в Калибоса — существо, по инфернальной мощи схожее с Чарли Мэнсоном из серии «Пятница, 13-е» и призванное Аидом убить Персея. В реальности же результат был прямо противоположный: узнав, что Персей возвращается в Аргос, Акрисий… бежит из города. Но от судьбы всё равно не убежишь — Акрисий погибает от руки Персея, точнее от спортивного орудия, метательного диска, брошенного на соревнованиях по пятиборью. «Битва титанов» не последовала реалистически-мифологическому ходу событий и обставила смерть Калибоса-Акрисия сражениями с гигантскими скорпионами в песках Эфиопии (cнимали именно в Эфиопии; остальную часть фильма — на Канарских островах).

Чтобы справиться с Медузой Горгоной, согласно мифу, не понадобился отряд бравых «спецназовцев». Персей шёл на опасное дело один, но с особым «инвентарём» — крылатыми сандалиями, волшебным мешком и шапкой-невидимкой, острым кривым ножом и шлемом (в числе помощников был Гермес, бог кузнечного дела Гермес. Персей был — как бы это помягче сказать — любовником Гермеса; в фильме эта рискованная тема не раскрывается вообще). Из Медузы-Горгоны, красивой девушки со змеиными волосами, сделали что-то вроде анаконды c женским лицом, а это уже явный перебор.

Линия с эфиопской царицей Андромедой, отданной в жертвоприношение морскому чудовищу, выдержана более или менее «мифологично». Древние источники это чудо-юдо не называют никак, авторы снабдили его симпатичным именем — Дракен (ударение на первый слог). Ассоциации с «драконом» слишком прозрачны, чтобы не заподозрить кинематографистов в намеренном осовременивании древнегреческих мифов. Кроме того, Дракен — это детище морского бога Посейдона, а не Аида, и потому фраза Зевса «Выпускай Дракена!», обращенная к Аиду, явно не по адресу.

Перечислять «голливудские вольности», хоть в 2D, хоть в 3D, можно сколь угодно долго. Скажем одно: мифологический сюжет, разложенный на знакомые-перезнакомые жанровые «кубики», опреснился и как-то сник, лишился поэтической красоты. Посмотрите для сравнения нашего, советского анимационного «Персея». Без компьютерной графики и стереоскопии, а какая сила, какая красота! Да и «Троя» с Бредом Питтом, хоть и лишённая начисто божественного присутствия, очень даже впечатляет.

Автор: Игорь Перунов

Фото с сайта: www.proficinema.ru

"