Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Апгрейд: брутальный киберпанк об опасностях искусственного интеллекта

21 ноября 2018, 18:47
рецензия

Апгрейд: брутальный киберпанк об опасностях искусственного интеллекта
Спойлеры: нет | Рейтинг: смотреть | 18+

Неожиданно брутальное и динамичное технофобское высказывание малоизвестного режиссёра Ли Уоннела о том, что не стоит слишком доверять искусственному интеллекту.

В не столь отдалённом будущем, больше похожем на киберпанк-мечту подростка, главный герой по имени Грей (Логан Маршалл-Грин) предпочитает компании жены Аши (Мелани Валльехо) аналоговый мир раритетных автомобилей, которые он чинит по заказу богатых людей. Но однажды возвращаясь домой пара попадает в аварию, в ходе которой неизвестные убивают Ашу и оставляют Грея с перебитым позвоночником. Так бы и лежал наш герой в киберпанковской больнице, если бы не предложение одного из прошлых клиентов (небольшая, но яркая роль Харрисона Гилбертсона) опробовать на себе чудо-чип Стэм (неподражаемо отчуждённый голос Саймона Мэйдена), который возвращает Грею не только двигательные функции, но и пробуждает желание мстить. 

Не самый примечательный актёр Ли Уоннелл, до этого снявший лишь посредственный «Астрал 3», на поверку оказывается весьма изобретательным режиссёром. При помощи одного из самых одарённых продюсеров современности Джейсона Блума и фактически микроскопического бюджета в 5 млн долларов Уоннелл умудряется за несколько кадров в начале и ещё несколько в середине воссоздать тот мир киберпанка, по которому мы соскучились со времён «Бегущего по лезвию». Но это разумеется не главная его заслуга.

Создатели, очевидно понимая, что у них недостаточно средств, скрупулёзно подошли к проработке окружающего мира. Грей — технофоб, да ещё и в мире, где оружие, имплантированное в руку или слюни, содержащие наноботов с ядом, вполне нормальное явление. Да вы не встретите в «Апгрейде», снятых Роджером Диккенсом гипнотических сцен пролёта над Лос-Анджелесом, как в «Бегущем по лезвию 2049», но лента Уоннелла более камерная. И если вначале сюжет напоминает один из коротких рассказов Филипа К. Дика, то ближе к середине становится больше похож на культовую видеоигру «Deus Ex: Human Revolution». Причём оба сравнения идут фильму только на пользу. Но слишком конечно здесь увлекаться не стоит, ведь в отличие от произведений писателя и игре о безрадостном будущем, «Апгрейд» не особо углубляется в причины, приведшие мир к тому уровню, на котором он находится. В том смысле, что никто из создателей не пытается объяснить для каких именно войн корпорации создают например ружья-протезы.

Исполнитель главной роли Логан Маршалл-Грин, про схожесть которого с Томом Харди не пошутил только ленивый, в «Апгрейде» играет даже лучше, чем его более популярный двойник. Удивительными и чуждыми человеку выглядят те движения, которые он разработал, чтобы передать состояние, когда телом управляешь не ты, а искусственный интеллект. И это вы ещё не видели сцен с драками, уровень постановки которых выглядит гораздо дороже, чем можно себе представить. Грей двигается, как робот со всеми вытекающими отсюда механическими движениями, а во время драк камера следует за каждым его движением и поворотом тела, что создаёт невероятный эффект присутствия и сопричастности главному герою. Сложно передать это текстом, но очевидно оператор Стефан Душьо воспринял этот проект, как своеобразный челлендж. Иначе как объяснить, что «Апгрейд» ежесекундно напоминает зрителю о том, что он выглядит дороже, чем нам самом деле стоил. Например, сцены с использованием рук со встроенным оружием или уже упомянутые выше панорамные виды города будущего, в котором проживают главные герои.

Режиссёр однако не концентрируется на тех вещах, на которые ему бы не хватило бюджета. Вместо этого он равномерно и постепенно конструирует детективную историю, которая вполне естественно могла бы существовать во вселенной рассказов Филипа К. Дика. Его герои обычные люди: менеджеры, мамы, наёмники или механики, принимающие технические новшества, но не желающие слишком уповать на них. А если уж и использовать их, то только в случаях крайней необходимости, также, как Грей даёт доступ Стэму к своему телу только тогда, когда его жизни угрожает реальная опасность. Но у этого увы есть последствия, как например смерть наёмника, которую не желал совершать Грей, но сделал Стэм.

Поэтому несмотря на брутальность и высокую динамичность «Апгрейд» выглядит, как кино упреждающее. Ведь даже несмотря на очевидную помощь, искусственный интеллект вполне может преследовать свои собственные цели. И речь сейчас не только о фильме, но и о возможном будущем. Так что слишком уповать на него всё же не стоит.

Мне сложно обойти стороной мощнейший и местами совершенно безрадостный саундтрек Джеда Палмера, духовые партии которого заставят вас бояться вздрагивать от мыслей о будущем, где вас может предать умная колонка. Но мой личный фаворит песня A Better Place.

У «Апгрейда» невероятно мощная атмосфера, в которую хочется окунаться и узнать больше деталей. Вряд ли Ли Уоннелл будет снимать продолжение, но если вы захотите окунуться в подобную атмосферу, то вот три похожих фильма, которыми кстати вдохновлялся и сам режиссёр.

— «Видеодром» (1982), Дэвид Кроненберг. Телепродюсер Макс Ренн в поисках оригинального контента для своего канала случайно натыкается на ведущуюся из ниоткуда передачу «Видеодром». По ней транслируются странные видео, а многократный просмотр разлагает сознание и тело.

— «Терминатор» (1984), Джеймс Кэмерон. Киборг-убийца отправляется в прошлое, чтобы найти мать будущего предводителя человеческого сопротивления Джона Коннора. Следом за этим терминатором отправляется солдат Кайл Риз, которому предписано спасти мать Джона.

— «Куб» (1997), Винченцо Натали. Культовый фильм о безнадёжности, панике и страхе, которые испытывает группа людей, оказавшаяся в неизвестной тюрьме кубической формы. Все камеры в этой тюрьме кубической формы, в некоторых из которых героев поджидают смертельные ловушки. Однако чтобы выбраться им нужно нечто большее, чем просто объединить усилия.

Интересные факты о фильме:

— Слово «Стэм» в переводе с датского означает «голос»;

— В одной из сцен фильма можно заметить, как Стэм поворачивает рукой голову Грея. Это потому, что ИИ контролирует только то, что ниже шеи.

— Съёмки сцен, в которых камера двигается в унисон Логану Маршаллу-Грину была осуществлена с помощью iPhone (в нём есть гироскопы), спрятанного на актёре и специальной камеры с трёхосевым датчиком.