Posted 15 декабря 2018,, 10:20

Published 15 декабря 2018,, 10:20

Modified 2 марта 2023,, 14:44

Updated 2 марта 2023,, 14:44

Человек-паук и его дружелюбные соседи из других измерений

15 декабря 2018, 10:20
Спойлеры: незначительные | Рейтинг: классика | 6+ Смелый, яркий, весёлый и такой же оригинальный анимационный фильм, как и идея сделать главным героем относительного комиксного новичка Майлза Моралеса. «Через вселенные» — своеобразная дань уважения Стэну Ли и ещё один способ напомнить нам, что даже если мы думаем, что одиноки, на самом деле это не так.

Школьник-гений Майлз Моралес (Шамеик Мур) переходит из обычной школы в школу для одарённых детей, из-за чего бесконечно комплексует. Он хочет быть обычным ребёнком и рисовать по вечерам граффити вместе со своим дядей (Махершала Али). Во время одной из таких вылазок его кусает радиоактивный паук, после чего мы знаем, что происходит. Но вместе с тем в этом же Нью-Йорке обитает Питер Паркер, которому увы приходится сложить с себя полномочия и попросить Майлза стать следующим Человеком-пауком.

Долго радоваться новообретённой силе герою не приходится, так как самый квадратный суперзлодей города Кингпин (Лив Шрайбер) задумывает перепотрошить параллельные вселенные ради обретения безвременно почившей семьи, но в итоге переносит в один мир разные версии Человека-паука: побитого жизнью Питера Б. Паркера (Джейк Джонсон), Гвен Стейси (Хейли Стайнфелд), Свина-паука (Джон Мулэйни), Пени Паркер (Кимико Гленн), нуарного Человека-паука (похоже, лучшая озвучка Николаса Кейджа). Теперь команде дружелюбных соседей необходимо разобраться с фрустрированным злодеем, вернуться в свои измерения и закрыть навсегда тоннель в параллельные миры.

Студия Sony, удачно пристроившая Человека-паука с Томом Холландом во вселенную Marvel, решила не останавливаться и после сдержанного, но достаточного финансового успеха «Венома» рискнула ввести в игру относительно молодого Майлза Моралеса (герой дебютировал в 2011 году). В своё время в комиксах появление этого преемника Питера Паркера было вдохновлено фигурой первого темнокожего президента США Барака Обамы и желанием как-то освежить серию. Сейчас в Белом доме уже другой президент, но ведь и мультфильм получил зелёный свет несколько лет назад. Так что в какой-то степени его можно рассматривать, как неявную тоску по ушедшей эпохе. Хотя уже состоявшийся зрительский и коммерческий успех за рубежом показывает, что современный зритель всё-таки оценил свежий подход Sony и юмор Кристофера Миллера и Фила Лорда (создатели «Лего. Фильма» выступают здесь продюсерами и сценаристами).

С другой стороны сложно обойти стороной идеальный с точки зрения поклонников Человека-паука сюжет, в котором создатели собрали вместе всех возможных пауков из (почти) всех серий комиксов. Парадоксально, но при наличии формально шести, а номинально двух главных героев (Питера Б. Паркера и Майлза Моралеса) история не проваливается, а выглядит, как максимально цельное, динамичное и весьма яркое произведение.

Авторы уделяют достаточно времени взаимоотношениям Майлза с отцом и дядей (не Беном, но развязка не менее печальна), что наполняет историю драматизмом и универсальностью. Например, герой не очень радуется переходу в новую школу и сетует на то, что может поговорить по душам только с дядей. С другой стороны, благодаря уставшему Питеру из параллельного измерения, мы наблюдаем комедийную драму об ученике и незадачливом учителе, который не очень-то хочет учить. Однако обстоятельства распоряжаются иначе и каждый из них получает свой урок. Майлз становится героем (читай собой) не тогда, когда это нужно, а когда это просто происходит. По этой же причине классический костюм паука, который он носит почти весь фильм, сменяется в тот момент стильным чёрным с нарисованным краской символом на груди.

Режиссёры сознательно оставляют для этого момента трансформации один из самых спокойных и душещипательных моментов — монолог отца с сыном. А Питер прощает себя за размолвку с Мэрри Джейн в форме одного из самых уморительных диалогов за всю историю приключений Человека-паука.

Что же касается других пауков, то на них к сожалению времени остаётся немного. Но даже у этого есть веская на то причина, и Гвен-паук, и Свин-паук, и Пени Паркер, и нуарный Человек-паук получают шанс узнать, что они больше не одиноки. Эта вечная боль одиночества и непонятности, которая в своё время помогла стать Человеку-пауку сверхпопулярным персонажем комиксов, нашла наконец решение в том, что все дружелюбные соседи наконец встретились и осознали, что они больше не одиноки.

По правде говоря, эта мультинациональная идея единства кажется одной из самых трогательных в этом мультфильме. Потому как, не важно есть у тебя пятачок или ты не различаешь цвета, у тебя всегда есть собрат по несчастью из другого измерения или попросту тот, кто понимает твои чувства и кто способен разделить с тобой боль от смерти любимого дяди (или лучшего друга, как в случае с Гвен-паук).

Удивительно, как с помощью метафоры знакомства Людей-пауков, авторы приносят в наш мир «фейковых новостей» и недоверия правительствам очень светлую и искренне добрую идею о единстве народов в независимости от религий или места проживания.

Если эта светлая идея не заманит в кинотеатры поклонников Человека-паука в России, то им наверняка приглянётся небанальный юмор, высмеивающий всё плохое (и хорошее), что было до этого в фильмах о Человеке-пауке. Здесь даже будет та самая сцена со странным танцем Тоби Магуайера из третьего «Человека-паука».

Так что сложно представить, как лучше можно (в будущем) рассказать историю о пауке, чем это уже сделали авторы «Через вселенные».

Николай Гостюхин для Properm.ru

"