Posted 13 апреля 2010,, 05:13

Published 13 апреля 2010,, 05:13

Modified 2 марта 2023,, 16:41

Updated 2 марта 2023,, 16:41

Сергей Федотов об ирландском юморе

13 апреля 2010, 05:13
и творческих планах на будущее

— Сергей Павлович, пермский театр «У Моста» очень много гастролирует и активно участвует в театральных фестивалях. Регулярные разъезды — это такой стиль жизни театра или насущная необходимость?

Наш театр не только участвует в фестивалях, а, действительно, является настоящим рекордсменом в этой области. За 22 года Театр «У Моста» побывал на 77 международных и российских фестивалях и большом количестве гастрольных поездок, как правило, около 5–6 выездов за сезон. Для нас гастроли и фестивали – это бесценный опыт, возможность играть в новом сценическом и культурном пространстве. Ведь не только каждый Театр имеет свою среду и ауру, но и театральные зрители в каждом городе очень разные, со своим художественным опытом и ощущением. Для актеров умение «попадать», очаровать, почувствовать разную публику – это, пожалуй, самое важное. Михаил Чехов говорил, что его игра и весь спектакль будут зависеть от того, какая публика окажется в этот вечер в зале: или молодые студенты, или простые рабочие, или важные академики. Мы это поняли давно и каждый спектакль для нас рождается здесь и сейчас, это контакт с живыми, сегодняшними зрителями. Это важно особенно для наших артистов, изучающих психологический Театр, Театр энергии и атмосферы. Ведь понять устройство такой системы в пустом репетиционном зале невозможно – только благодаря живому восприятию зрителя, глазам, слуху, внутреннему миру тех, для кого мы играем.

С другой стороны – фестивальные поездки крайне необходимы для того, чтобы видеть актуальный театральный процесс и объективно оценивать свое место в сегодняшнем театральном пространстве, иметь возможность понаблюдать за собой как будто бы со стороны, другими глазами. Услышать реакцию тех, кто к нам не привык, тех, кто беспристрастен. В Перми у нас огромное количество поклонников и зрителей, которые смотрят наши спектакли по нескольку раз – и поэтому у них часто теряется ощущение неожиданности, неизвестности, и они уже заранее готовы к тому, что увидят

— На веб сайте вашего театра спектакль «Калека с Инишмана» обозначен как ирландская комедия. Ирландцы действительно столь суровы, что сюжет этой истории считают комедийным? Расскажите немного о своих впечатлениях о них после посещения загадочного острова Инишман.

Сам МакДонах не определяет жанр своих пьес, но все первые британские и ирландские постановщики и критики, впервые прочитавшие его пьесы рассказывают об одной и той же реакции: читали и смеялись до слез, до буквального физического бессилия от хохота, до падения под стол. И представьте себе, когда я впервые увидел в Праге спектакль по пьесе «Сиротливый Запад», я тоже хохотал как сумасшедший, при том что внутренне ощущал, что история грустная, пронзительная и безысходная. И ведь в истории мировой литературы всегда этот парадокс существовал – по-настоящему комические тексты рассказывают о печальных вещах. Роман «Дон Кихот», «Мастер и Маргарита», «Легенда об Уленшпигеле», например… Но у МакДонаха – это, действительно, все еще усиливается и ирландским мироощущением. Все ирландские анекдоты, типичные национальные, точно такие же, как в историях МакДонаха. Все дерутся, колотят друг друга, но при этом любят безумно и веселятся от причуд друг друга… Обычная история: подравшись в пабе и повредив что-то своему сопернику, ирландец обязательно оплатит лечение несчастному пострадавшему, причем добровольно.

Совсем недавно мы побывали на Инишмане и были потрясены увиденным, потрясены тем, что и в таких местах могут жить люди. Крошечный остров, буквально 1 км в ширину, 1,5 км в длину. Настоящий край света, где только море, камни, несколько затерянных в пустоте домов. Ветер, который ни на минуту не утихает, искорежил единственное растущее дерево на этом богом забытом острове – изогнул его и заставил расти вопреки природе параллельно земле. Но самое главное потрясение это лица инишманцев – которые и в страшном сне сложно представить, настолько они суровы и отталкивающи, но лица, которые начинают светиться, расплываться в добрейшей улыбке в разговоре. Мы рассказали им и про наш театр, и про наш инишманский спектакль — и те с таким восторгом, интересом начали разглядывать фотографии и буклеты, не переставая удивляться тому, откуда мы могли узнать про Инишман. А когда же они окончательно привыкли к присутствию «чужаков», то уже ничто не сдерживало их безумно заразительный хохот и буйное веселье, которое, как мы поняли, является частью обычной каждодневной атмосферы единственного в этом месте паба.

— Не кажется ли Вам, что сейчас происходящее в спектакле на сцене театра «У Моста» интереснее происходящего в реальной жизни в России?

Ну конечно же, зрители сейчас будут с большим интересом смотреть наши спектакли, чем читать криминальные хроники из ежедневных газет. Потому что МакДонаховские криминальные события, в отличие от реальных, всегда многозначны .Если человек читает в газете о сыне, убившем отца, то кроме шока и отвращения он ничего не испытывает. Совсем другие эмоции он переживет, увидев «Сиротливый запад»: МакДонах так выворачивает историю, что кроме безусловного ужаса зритель вдруг начинает ощущать прямо противоположные чувства — начинает понимать и жалеть убийцу. И в какой-то момент спектакля ловит себя на мысли, что невозможно не влюбиться в этих больших детей, наивных, смешных и нелепых.

Ведь у МакДонаховских странных героев, иногда существующих на грани добра и зла, тем не менее, очень сложный и богатый внутренний мир. Сам драматург о них в интервью говорит, что это сказочно милые люди, чтобы они не сотворили. И это так, потому что в них он вложил главное – ощущение своей родной Ирландии, очень трепетное отношение к Ирландской культуре, легендам, суевериям, какую-то уникальную природную наивность и непосредственность… И это большая редкость, потому что современных пьесах чаще всего встречаются сюжеты и люди «без прошлого», «без особых примет» и без загадки.

— В спектакле «Калека с Инишмана» играют прекрасные актеры. Их видят и любят зрители. В нем так же приняли и принимают самое активное участие и те, кто сами на сцене не появляются, но чья работа тоже у всех на виду: художник по костюмам, звукорежиссер, декораторы. Расскажите немного и о тех и о других, пожалуйста.

Один из секретов живой атмосферы наших спектаклей это среда, в создании которой огромную роль играет работа художника по костюмам – Ольги Паньковой Она умеет с большой любовью придумать и сделать потрясающе теплые, живые костюмы, которые помогают и актерам, и зрителям поверить в реальность этой истории, понять то, как персонаж ощущает себя в этом необычном пространстве. Для каждого костюма она находит свою, глубоко личную примету и деталь, которая может вдохновить актера на сочинение характера.
Другая составляющая атмосферы – это. Конечно, музыка. Нам очень повезло со звукорежиссером наших спектаклей — Олесей Егоровой. Она очень тонко слышит и стилистику МакДонаха, и стилистику нашего театра. В придуманной ей партитуре музыка не бывает простой иллюстрацией действия, это внутренняя кровь спектакля, это течение энергии. Порой зритель даже не замечает музыку, настолько идеально и естественно она вплавлена, вшита в этот художественный мир.
А художником и декоратором своих спектаклей являюсь я, потому что мне очень важно добиться доскональности, точности каждой детали. И очень часто я сам крашу декорации, чтобы мир, в котором будут играть актеры и который увидят зрители, получился предельно правдивым и достоверным. Мне это нужно как режиссеру.

— Обычно театр «У Моста» не ограничивается одной постановкой какого-либо автора (и макдонаховский цикл очередное тому подтверждение), а показывает целые трилогии. Что нового стоит ждать зрителям в этом плане в ближайшее время? Над каким новым материалом идет работа, если это не секрет?

Кроме того, что мы готовимся к постановке пятого спектакля по МакДонаху, мне бы сейчас хотелось опять нырнуть в классику — Достоевского, Кафку, Платонова, ведь именно классические постановки помогли Театру «У Моста» обрести свой голос. Также у меня в планах третий спектакль по пьесе современного российского автора. В прошлом сезоне мы поставили «Детектор лжи» Сигарева и «Курицу» Коляды» — работа с этими текстами стала поводом для новых режиссерских и актерских поисков и решений. И наши зрители нашу интерпретацию этой драматургии.

"