Posted 15 января 2019,, 05:40

Published 15 января 2019,, 05:40

Modified 2 марта 2023,, 14:43

Updated 2 марта 2023,, 14:43

За что можно полюбить и возненавидеть третий сезон «Настоящего детектива»

15 января 2019, 05:40
14 января состоялась долгожданная премьера третьего сезона культового сериала «Настоящий детектив». Кинокритик Properm.ru уже посмотрел первые серии и рассказывает, каким получился главный драматический сериал этого месяца.

В одну реку дважды не войдёшь, но похоже сценариста и шоураннера «Настоящего детектива» Ника Пиццолатто это мало заботит. Иначе как объяснить, что после экспериментального и максимально не похожего на экзистенциальные похождения Раста Коула (прорывная во всех смыслах роль Мэттью МакКонахи) и Марти Харта (одна из лучших ролей Вуди Харрельсона) второго сезона автор вновь возвращает нас в бескрайнюю одноэтажную Америку и оставляет там наедине с загадочным похищением двух детей, ритуальным убийством одного из них и отнюдь не радужной историей двух напарников. А на самом деле только одного из них.

Обладатель Оскара за драму «Лунный свет» Махершала Али в этой истории играет детектива Уэйна Хейза, который после участия во вьетнамской войне никак не может привыкнуть к гражданской жизни. Его напарник Роланд Уэст также прошёл Вьетнам. Он существует в сериале скорее не как полноценный персонаж, а как функция. На фоне оптимистичного Уэста Хейз выглядит умнее и не настолько депрессивно. Да и в целом, для звезды первого «Блэйда» Стивена Дорффа эта роль настоящий подарок и возможность вдохнуть новую жизнь в собственную карьеру.

Первый сезон вышел в 2014 году, когда сериалов подобных «Настоящему детективу» по глубине проработки персонажей, символичности сюжета и визуально-музыкальному ряду попросту не было. Разумеется, где-то на Netflix тогда вовсю гремел «Карточный домик», но такого чтобы актёры первой величины играли в сериале (и чтобыв нем было всего восемь серий), до этого не было. Стоит ли говорить, что финальный эпизод первого сезона в первые часы премьеры из-за наплыва зрителей намертво повесил сервера HBO.

Чтобы продолжить чтение статьи нажмите «Читать далее».

Далее последовал второй сезон, где при схожей формуле успеха в виде известных актёров, драматизма и безупречного аудиовизуального ряда Пиццолатто однако пошёл на некоторые эксперименты. Например, почти избавился от всякой эзотерики и расширил количество основных героев до четырёх, одним из которых была сильная женщина, как того требовали феминистки и время. Но несмотря на стильный и многослойный финал, история персонажей из городка Винчи оказалась более депрессивной и безвыходной. Поэтому зрители и критики оказались холодны к нему. Но даже тогда у «Настоящего детектива» была фора, потому что ещё не было финчеровского «Охотника за разумом», «Американской истории преступлений» или соседствующего по каналу «Мира Дикого Запада».

И теперь, после того, как стриминговые сервисы доказали, что имеют не только бюджеты, чтобы приглашать больших голливудских звёзд, но и способность создавать большие и интересные истории, Пиццолатто возвращается с тем же «Настоящим детективом», который зрители полюбили ещё в 2014 году. Тут и количество героев уменьшено по сути до одного, и мистика на месте, и исчезновение детей, и педофильский заговор, уходящий корнями в Вашингтон. Словом всё, что способно наполнить историю смыслами. И это работает. Смотреть за работой детективов интересно. В особенности, когда Уэст рассказывает о том, что Хейз служил в особом отряде следопытом, и тот пускается на поиски детей в одиночку, разглядывает следы от колёс и всматривается в лес.

Однако внимательный зритель с самых первых минут заметит одну странность. Автор как будто пытается во всём угодить поклонникам и тем, кто пришёл посмотреть сериал по рекомендации. Здесь больше не осталось места экспериментам, как во втором сезоне. Даже на первый взгляд удачная находка с тремя временными линиями (исчезновение в 1980-м, возвращение к расследованию в 1990-м и съёмки документального фильма об исчезновении в 2015-м) напоминает тот же приём из первого сезона.

Сам Пиццолатто объясняет это тем, что хотел дать зрителю возможность предугадывать события, но по правде говоря ничего, кроме банальной тоски и спойлеров о расследуемом деле пока что эти перемещения во времени не приносят. Наблюдая за пожилым Хейзом становится сразу ясно к чему привело его расследование в прошлом, поэтому единственное, что может быть интересно — это его разговоры с документалистами, которые снимают фильм о тех событиях и судя по всему обладают новыми данными. Хотя возможно кому-то понравится, как Пиццолатто создаёт саспенс из известных событий, наделяя постаревшую версию главного героя болезнью Альцгеймера и проблемами с памятью.

Но даже при всём этом наблюдать за расследованием интересно. Сам процесс показан весьма детально: поисковые группы ищут детей, полицейские опрашивают соседей, а символичная кровавая Луна наблюдает за тем, как напарники выслеживают подозреваемых. В третьем сезоне увы нет такой мощной экранной химии, которая была между Коулом и Хартом, да и разговоры у напарников попроще: про Вьетнам, участие крыс в уничтожении человечества, расизм и время. Хочется верить, что дальше будет больше. Второй сезон тоже начинался не спеша и сквозь непробиваемую любовь к фатализму Коула и блаженной глупости Харта ближе к финалу влюблял в себя всё больше.

Третий сезон не пытается искать новых слагаемых успеха или проводить радикальных экспериментов. Вместо этого создатели концентрируются на одном герое, которого окружают коррумпированные политики, мир, приходящий в себя после войны, глуповатый, но верный напарник и любимая женщина, которая никак не может быть с ним по-настоящему рядом, потому что теперь вся его жизнь — это расследование, затянувшееся на 35 лет и (в 2015-м) хоть как-то способное поддерживать в нём жизнь.

Поэтому даже этого всего на данный момент хватает, чтобы считать «Настоящий детектив» лучшим драматическим сериалом этого сезона.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"