Posted 14 февраля 2019,, 05:47

Published 14 февраля 2019,, 05:47

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

Приключения девушки-робота с большими глазами, большим сердцем и острым мечом

14 февраля 2019, 05:47
Спойлеры: незначительные | Рейтинг: смотреть | 16+ | Как смотреть: IMAX Сегодня, 14 февраля, в российский прокат выходит новый фильм Роберта Родригеса, который при участии Джеймса Кэмерона мастерски перенёс на большой экран IMAX культовую японскую мангу. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что трогательная история девушки-киборга с большим сердцем (и большими глазами) способна понравится не только поклонникам первоисточника, но и рядовому зрителю. Тем более, что в «Алите» захватывающие боевые сцены изящно рифмуются с актуальным социальным подтекстом.

Несмотря на праздничную дату выхода в прокат, сложно назвать «Алиту» фильмом о любви в чистом виде. Без сомнений, проект-долгострой, сценарий к которому был готов ещё в 2003 году, был создан благодаря большой любви Джеймса Кэмерона к одноимённой манге про постапокалипсис и фундаментальные вопросы человечности. Но за прошедшие 16 лет история обросла многочисленными деталями и актуальным подтекстом.

Из красочной манги «Алита» превратилась в экзистенциальную сказку, где кибердевушка при наличии высокотехнологичного тела и смертоносных рефлексов проходит через типичные для подростка проблемы. Такие как, например, взаимоотношения с добрым доктором Дайсоном Идо (обаятельный Кристоф Вальц), заменяющим героине обоих родителей, поиски своего предназначения и влюблённость в красавчика Хьюго (Кин Джонсон), сулящая в перспективе массу неприятностей. Где-то над всеми этими персонажами и их мирскими проблемами парит небесный «утопический» город. Этот город, как живое существо, вернее сорняк, питается жизнью нижнего города-свалки. Об этом городе из фильма известно немного, но все герои «Алиты» грезят попасть туда.

На первый взгляд может показаться, что дуэт Джеймса Кэмерона и Роберта Родригеса выпустил ещё одну разновидность подросткового экшена, который уже после третьих «Голодных игр» успел растерять своё очарование. Но последние события в мире заставляют иначе взглянуть на происходящие в фильме события. Например, утопический город, куда за лучшей жизнью стремятся герои, напоминает США и их нынешнюю мигрантскую политику (попытки остановить караван беженцев из Центральной Америки). А после одной из сцен флешбека Алиты (Роза Салазар) в этом и вовсе не остаётся сомнений. В целом же оказывается, что не такая уж жизнь в этом городе и утопическая, а сами жители без малейшего сожаления уничтожают всех, кто решит нарушить их покой.

В этом чувствуется кэмероновская глубина и умение выдержать произведение в рамках жанра. И правда, изначально картину должен был ставить именно Кэмерон. Но затянувшаяся работа над «Аватарами» поставила на этой идее крест и пост перешёл Родригесу. Может показаться, что гиперболистический постмодернизм автора «Детей шпионов» и «Мачете» только навредил бы проекту, но по парадоксальному стечению обстоятельств дуэт известных режиссёров только сделал «Алиту» зрелищнее и содержательнее.

Чтобы продолжить чтение рецензии нажмите «Читать далее».

Задора, с которым Родригес отправляет Алиту кромсать преступников после того, как она становится охотницей за головами, хватает на весь фильм. Сами поединки (их здесь много!), с любовью созданные усилиями той же студии спецэффектов, что и делала «Аватар», превращаются в настоящий танец. Причём история кибердевочки — это не только про победы над врагами, которые позволяют ей вернуть часть утраченных воспоминаний. Алита между своими поединками рассуждает о вкусе к жизни в целом, пробуя апельсин с доктором Идо или гуляя по крышам нижнего города со своим возлюбленным Хьюго. С ним кстати связано три самых трогательных эпизода фильма: про большое сердце, нежный оммаж сцене «слёзы под дождём» из «Бегущего по лезвию» и сцену, напоминающую «Мадонну с младенцем» Да Винчи.

Но более всего в «Алите» захватывают даже не драки или культовый первоисточник. В начале фильм кажется совсем не примечательной поделкой, но стоит героине прийти в себя и начать говорить, от неё уже будет невозможно оторвать глаз.

Многие будут критиковать авторов фильма за решение сделать персонажа Розы Салазар компьютерным. Но во-первых, иначе бы просто не получилось сделать настолько зрелищные боевые сцены, сливающиеся в один красивый, но смертоносный танец. Во-вторых — большие глаза. Вы сами поймёте почему это было важно, когда Алита впервые непонимающе посмотрит на Хьюго в середине фильма. Удивительно, насколько естественно Салазар изображает на экране целую гамму эмоций, от впечатлений после съедения плитки шоколада до душещипательных романтичных сцен и слёз разочарования.

В одной из сцен Идо говорит Алите, что энергией её сердца можно питать бессчётное количество лет целый город. Мне хочется перефразировать, сказав, что искренность и актёрский диапазон эмоций, мелькавшей до этого на вторых ролях Салазар, способны наполнить весь фильм неподдельной симпатией к персонажам и заставить вас плакать.

Никто из авторов не загружает зрителя вопросами о человечности роботов или рефлексии о произошедшей много лет назад большой войне, предварившей начало распада цивилизации. Даже как таковые враги здесь подчёркнуто символичные. Кому-то может показаться, что это упущение авторов. И они окажутся правы, потому что в конце нас явно готовят к сиквелу. Деталей пазлу с историей Алиты уж точно не хватает. С другой стороны, захочется ли вам вновь думать о том сеттинге, который не раз мелькал в «Безумном Максе», «Искусственном интеллекте» и том же «Бегущем по лезвию»? Скорей всего нет. Особенно, когда оказывается, что авторы предлагают взгляд с другой перспективы, где человек в сравнении с машиной оказывается гораздо более бездушным и чёрствым.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"