Posted 2 июля 2019,, 09:51

Published 2 июля 2019,, 09:51

Modified 2 марта 2023,, 14:36

Updated 2 марта 2023,, 14:36

Все уже давно посмотрели «Чернобыль», а я пропустил! Три причины, почему его все-таки стоит посмотреть

2 июля 2019, 09:51
Спойлеры: есть | Рейтинг: классика | 18+ Два месяца назад в прокат вышел новый мини-сериал HBO «Чернобыль», который, как и последствия аварии на Чернобыльской АЭС, с каждым днём всё сложнее игнорировать. Кинокритик Николай Гостюхин объясняет прошёл ли сериал проверку временем и почему он считает, что новый проект американского телеканала — это лучшее, что случалось с миром сериалов за последние несколько лет.

26 апреля 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Все мы, ну или большинство из нас, знаем, что это привело к одной из самых ужасных техногенных катастроф XX века, последствия которой особенно отчётливо наблюдались на территории бывшего СССР и Восточной Европы. Но авторы сериала поставили себе другую задачу, не пересказать общеизвестные факты, а собрать имеющуюся информацию из разных источников и показать историю о высокой цене правды, которую пришлось заплатить ликвидаторам последствий.

Всё это я рассказываю не только для того, чтобы те, кто уже посмотрел сериал освежили его в памяти, а чтобы те, кто ещё не успел, поскорее увидели его. Итак, вот три причины, по которым «Чернобыль» нельзя пропустить.

Первая причина

Высокое внимание к деталям. Шоураннер сериала Крэйг Мэйзин и режиссёр Йохан Ренк сознательно решили, что сериал будет снят максимально приближенным к реальности описываемых событий. Мэйзин признавался в интервью автору подкаста «The Chernobyl Podcast», что ему было «не всё равно», как увидят сериал живые ликвидаторы аварии.

Например, саму Чернобыльскую АЭС снимали на территории выведенной из эксплуатации Игналинской АЭС в Литве, реакторы которой имеют тот же тип (РБМК-1). А «московские» эпизоды снимали в Киеве. Воссоздано было буквально всё, начиная от автомобилей той эпохи, заканчивая одеждой и аутентичными выпусками новостей советских телеканалов (это были именно те самые выпуски на русском языке, выходившие в то время).

При этом даже ляпы вроде пластиковых окон где-то на заднем фоне в этой ситуации не кажутся чем-то слишком бросающимся в глаза в масштабах самой реконструкции событий, которую провели авторы.

Вторая причина

Уважение к тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварии. По сути сам сериал — это живой памятник ликвидаторам. Отсюда и герои сериала: пожарный Василий Игнатенко (Адам Нагаитис) и его жена Людмила (Джесси Бакли), профессор Валерий Легасов (Джаред Харрис), партийный служащий Борис Щербина (Стеллан Скарсгард), объединившая в себе образы всех учёных, помогавших Легасову в Чернобыле, Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон).

Чтобы продолжить чтение, нажмите «Читать полностью»

Авторы с большим почтением отнеслись к биографиям героев, поэтому почти всё, происходящее в сериале, подверглось минимальной «драматизации». Из-за этого героям действительно сложно не сопереживать. Вряд ли у кого-то из нас возникнут сомнения в подвиге первой волны ликвидаторов последствий. И вряд ли после «Чернобыля» можно будет спокойно смотреть фильмы про героев комиксов, зная что настоящий героизм совсем не про ношение маски или плаща.

Третья причина

Авторы сериала поставили себе задачу не рассказать о событиях с позиции «хорошего Запада» и «плохого СССР», а показать настоящую трагедию глазами советских людей, не побоявшихся ради блага всего мира пожертвовать своей жизнью. Именно поэтому различным прокремлёвским СМИ было сложно упрекнуть сериал в русофобии, хоть они и пытались. Крэйг Мэйзин возможно сам того не понимая сконструировал новый российский «миф». При этом миф этот является частью нашей истории, также как и День Победы или любой другой праздник.

И если некоторые государственные праздники, с помощью которых правительство пытается объединить жителей страны, вызывают в последнее время всё больше вопросов, то история о героизме ликвидаторов, а также опасность самой аварии являются абсолютной истиной, не вызывающей сомнений.

«Чернобыль», на который и сам HBO не делал какой-либо серьёзной ставки в одночасье раскрыл очень много пластов в отношении россиян к самим себе, своей стране и исторической памяти. Вдруг за рубежом нам показали, что они [американцы] нам совсем не враги, как пытается убедить зрителей российское ТВ, а также как и мы чтят человеческий подвиг и смелость перед лицом невиданной трагедии.

Николай Гостюхин для Properm.ru

"