Posted 23 мая 2010,, 12:59

Published 23 мая 2010,, 12:59

Modified 2 марта 2023,, 16:36

Updated 2 марта 2023,, 16:36

Интервью с лидером группы «Воплi Вiдоплясова» Олегом Скрипкой

23 мая 2010, 12:59
Музыкант побеседовал с журналистами ProPerm.ru о фестивале, культуре и политике.

После двадцатилетнего перерыва в Пермь приехала украинская группа с мировым именем «Воплi Вiдоплясова». Их этно-диско программа «Вечорницi» прошла в рамках первого концерта фестиваля украинской музыки и театра «Гогольfest».

Феерическое выступление этих хлопцев собрало полный зал театра «Театр». Даже на ступеньках в проходах не было свободным мест. Многим зрителям не удалось даже присесть. Но они не стояли просто так – зажигательная музыка, звучавшая с театральных подмостков, невольно заставляла зрителей танцевать.

После концерта гостей вечера ждала не менее фееричная вечеринка – на этот раз уже в «Сцене молот». Именно там журналистам портала ProPerm.ru удалось пообщаться с лидером «Воплей Вiдоплясова» Олегом Скрипкой, который рассказал о фестивале и поделился своими мыслями о Перми, культуре и политике.


В Перми, как я понимаю, вы не в первый раз. Как давно был предыдущий, чем он вам запомнился?

Да. Тогда мы только начинали свою карьеру, гастролировали по Советскому Союзу. Активную гастрольную жизнь мы начали с 1988 года и довольно быстро стали ездить по разным городам. И тогда, 20 лет назад, мы дали в Перми сольный концерт. Но, честно говоря, я слабо помню – во-первых, прошел немалый срок, а, во-вторых, сам гастрольный тур был очень напряженным и посмотреть города детально не удавалось.

И все же, можно ли сказать, как изменился город за это время?

Ну, тогда был Советский Союз, все города были очень похожи друг на друга. Но и тогда и сейчас, поразил простор, очень много неба, все такое светлое и широкое. У нас улицы уже, все теснее. У нас даже цвет неба другой – у вас оно очень светлое.

Последние годы мы очень мало были в регионах России. В основном, это Москва, Питер, Калининград. В Пермь же мы приехали с большим удовольствием, по приглашению на крупный фестиваль. Это давало возможность и ресурсы привести сюда коллектив – все-таки это довольно проблематично: прямых рейсов из Киева в Пермь нет.

Пермь последнее время позиционирует себя как Культурная столица России. Как, по-вашему, для этого есть основания?

Я думаю, да. Все это очень и очень интересное явление. Столичные города пресыщены культурной жизнью. И перенос культурного центра из официальной столицы – хорошая идея. Это может оживить регион во всех смыслах.

С другой стороны, культурная жизнь в Перми будет очень активной, но здесь не будет снобизма, который есть в столице. Это, чаще всего, тормозит развитие культурной жизни, искажает и извращает ее. Гламур, большие деньги, блестки и тому подобное – все это мешает. Даже такие вещи, как театр или рок-музыка в столицах начинают набирать лоск, присущий шоу-бизнесу. Что не идет на пользу дела.

У вас же я чувствую совершенно иное. Мы сыграли концерт, в котором я чувствую симбиоз, новшество для нас самих. Все это дополнялось очень благодарной публикой, какой не найти в столице. Там люди будут оценивать, им даже будет нравиться, но они не будут так всем сердцем отдаваться.

В Перми же мы увидели, с одной стороны, ценителей, которые знают «ВВ» , с другой – непресыщенную публику.

Пермь вас встретила небольшими техническими сложностями, которые возникли с аппаратурой. Не испортило ли это как-то первое отношение к городу и проекту?

Да, действительно были какие-то накладки. Но они, в общем-то, иногда возникают, и это совсем не страшно. Есть группа техников как наших, так и местных, которые максимально быстро и эффективно устранили неполадки.

Понятно, что железо есть железо. Оно иногда ломается, и ничего критичного тут нет. Все можно решить.

Так, например, решался вопрос с площадкой. Сначала наши «Вечорницi» хотели провести на малой сцене. А там зал совсем не танцевальный. Поэтому нам пришлось переносить всю аппаратуру в большой зал, устанавливать и готовить.

«Гогольfest» – этакое культурное посольство Украины в Перми. Но насколько он сравним, с тем, что происходит традиционно на фестивале в Киеве?

В Перми на «Гогольfest» я представляю свой фестиваль «Країна мрій». Мой фестиваль проходит обычно на улице. У нас есть хорошее место для этого – на склонах Днепра, где устанавливается много сцен.

Когда люди сидят в зале, мне сложно назвать это этническим фестивалем. А когда люди приходят, у них там сало, горилочка, есть возможно перейти, мигрировать с площадки на площадку – тут потанцевали, там группу послушали, в третьем месте что-то другое. Где-то продаются вышиванки, где-то лепят горшки и т.п. Вот это для меня фестиваль!

На «Гогольfest» в Украине тоже обычно несколько сцен. Проводится это обычно в очень хорошем здании в центре Киева.

Но повторюсь, это супер, что мы привезли кучу украинских артистов, что было желание руководства Пермского края найти ресурсы и сделать все это. Теперь мы будем надеяться, что такие мероприятия будут проходить с какой-то периодичность. С нашей стороны такое желание есть. Я хотел бы представляют «Країну мрій», привезти еще больше артистов.

Я надеюсь, что мы позитивно засветились в этот раз, если будет возможность еще приехать – безусловно, мы с удовольствием.

Может быть, это даже будет в другом контексте, не как «ВВ». Скажем, сегодня тоже было не чисто «ВВ» — это был совместный проект. Мы давно очень сотрудничаем с Александром Чепарухиным – продюсером фестиваля – он знает, что мы это можем, готовы на различные эксперименты. И в этот раз получилось качественно. Я сам как артист доволен. У нас не было таких моментов, когда что-то не получалось или было затянуто.

Все прошло в хорошей динамике. Нам подобрали замечательный коллектив – «Воскресенье», где участвую талантливые девчата, дети.

Такая коротка – получасовая – репетиция не стала препятствием в реализации программы?

Нет, никаких особых сложностей не возникло, заминки не было. Коллектив сработал очень профессионально. Мы заранее готовились – выслали им песни. А на месте подогнали какие-то нюансы.

Хотел немного отойти от темы и задать политический вопрос. Вы, кстати, на них отвечаете?

Да, конечно, отвечаю. У нас это не запрещено. Пока (смеется).

Сегодня Украина вновь сближается с Россией. Как, по-вашему, это можно оценить?

Честно говоря, я смотрю на это двояко. С одной стороны, сближение с Россией я оцениваю очень позитивно. С другой – пока под лозунгами сближения стран идет борьба с украинским языком и украинской государственностью.

Украинский – это одни языков, которые исчезает в современном мире. Эта тенденция особенно наметилась в годы независимости, когда не было никакой государственной программы.

По статистике на 20–30% процентов жителей Украины начали меньше разговаривать на родном языке. Никакой программы не было, а наоборот предпринимались действия, которые ухудшили имидж языка, его статус и тому подобное. Утеряны эфиры на украинском, не звучат песни. Единственное, что делалось – перевод фильмов, который уже отменен.

Сейчас у нас нет литературы на украинском языке, очень мало прессы. Радио и телевидение – на русском.

Даже в школах, где преподавание ведется на украинском, на переменах дети и учителя говорят по-русски. Так рождается то, что называется суржик.
Государственность на Украине очень слабая. Печально, что руководство страны не следит за этим. И меня, как культурного деятеля, очень беспокоит, что нет культурной политики.

Когда мы приезжаем сюда в Пермь и привозим целый украинский фестиваль, это говорит о том, что, вероятно, со временем возможность реализовать себя у нас будет только за границей.

В Украине нет фестивалей, которые поддерживаются государством. Культурой нужно заниматься. Это такая вещь, которая требует внимания, заботы и денежных вливаний, потому что шоу-бизнес захлестывает и эрзац-культура развращает, в первую очередь, молодых людей, и культурная планка просто снижается.

В качестве примера могу сказать, что за семь лет, как я провожу свой фестиваль, из госбюджета деньги выделялись только один раз. Поэтому приходится реализовывать все на частные средства: деньги спонсоров и мои собственные. И несмотря ни на что, фестиваль успешен – мы собираем до 30 тысяч человек на нем. Слава Богу, что нам не запрещают, и на этом спасибо. Но фестиваль фольклорный, и государство должно было бы поддерживать.

В условиях, когда одни политические силы сменяются другими, культуре приходится не сладко. Когда те или иные политические силы борются за власть, они эксплуатируют различные идеи. Одни делают ставку на некое нагнетание в отношения с Россией, другие наоборот – показывают сближение. Но заботы о самом государстве, о людях – я не чувствую.

Фото с официального сайта группы «Воплi Вiдоплясова»

Беседовал Ян Мазитов.

"