Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Реквием по греческой мечте. Восемь лет Теодора Курентзиса в Пермской опере 20 августа был последний рабочий день Теодора Курентзиса на должности художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. Маэстро возглавил театр в 2011 году и превратил его в центр притяжения ценителей оперы, балета и симфонической музыки со всего мира.

Реквием по греческой мечте. Восемь лет Теодора Курентзиса в Пермской опере

21 августа 2019, 15:30

Реквием по греческой мечте. Восемь лет Теодора Курентзиса в Пермской опере
Фото: Никита Чунтомов \ пресс-служба Пермского театра оперы и балета
20 августа был последний рабочий день Теодора Курентзиса на должности художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. Маэстро возглавил театр в 2011 году и превратил его в центр притяжения ценителей оперы, балета и симфонической музыки со всего мира.

2011. «Через год, сюда станут приезжать зрители из Москвы, из Петербурга»

Фото: Алексей Гущин

До своего приезда в Пермь Теодор Курентзис уже был известной личностью в музыкальных кругах. Он дирижировал в Новосибирском театре оперы и балета, Московской филармонии, Парижской национальной опере и Большом театре.

10 февраля 2011 года в преддверии первого концерта нового худрука Пермского театра оперы и балета в «Российской газете» выходит первое интервью Теодора Курентзиса. Маэстро рассказывает о своих планах превратить Пермь в место, куда будут приезжать зрители из всех регионов России и Европы.

Из интервью Теодора Курентзиса «Российской газете»:

— В Перми, я вижу, собираются сливки российского искусства, и здесь есть возможность создавать выдающиеся произведения. Очень немногие города могут себе позволить делать лабораторную работу. Сейчас в музыкальных кругах общая депрессия, и Пермь фигурирует как единственное место в России, где можно создавать настоящее музыкальное качество. Вы сами убедитесь через год, сюда станут приезжать зрители из Москвы, из Петербурга, а турагентства будут предлагать ценителям искусства поездки в Пермь…

В этом же году начинаются разговоры о строительстве новой сцены для Пермского театра оперы и балета. Находятся проектировщики.

10 февраля 2011 года. Первое выступление оркестра musicAeterna в Пермском театре оперы и балета.

2012. Реновация Дягилевских сезонов

В сентябре 2012 года в Перми проходит премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта Cosi fan tutte («Так поступают все женщины») — первый спектакль с Теодором Курентзисом в роли художественного руководителя театра. За работу над постановкой маэстро получил «Золотую Маску» в номинации «Лучший дирижер в опере».

В этом же году Дягилевские сезоны переименовывают в Дягилевский фестиваль и меняют периодичность и формат музыкального события. Оно становится ежегодным и мультижанровым. Театр начинает привозить на фестиваль композиторов-минималистов и вводит формат ночных концертов.

Появляется проект новой сцены театра, разработанный ОАО «КБ ВИПС» и архитектурным бюро David Chipperfield. Сдать в эксплуатацию новое здание Театра планируется в конце 2015 года, а завершить реализацию проекта — в 2016 году. Всего на проект хотят выделить около 5 млрд рублей из краевого бюджета.

Репетиция оперы Cosi fan tutte. Фото: Антон Завьялов

2013. «Королева индейцев»

Этот год запомнился оперой Генри Пёрселла «Королева индейцев», поставленной Теодором Курентзисом и Питером Селларсом. Спектакль, премьера которого состоялась в Пермском театре оперы и балета, впоследствии выиграл в пяти номинациях «Золотой Маски»:

  • Лучший спектакль в опере;
  • Лучшая работа дирижера (Теодор Курентзис);
  • Лучшая работа режиссера (Питер Селларс);
  • Лучшая женская роль (Надежда Кучер);
  • Приз критики.

После этого театральные критики называли Пермь местом силы и «центром всего самого интересного, происходящего сейчас в нашем музыкальном театре».

Строительство новой сцены Пермской оперы так и не началось. Губернатор Виктор Басаргин заявляет, что проект слишком дорогой. Строительство здания оценивают в 7 млрд рублей.

2014. Гражданин РФ и «Носферату»

В этом году Теодор Курентзис становится гражданином Российской Федерации. Соответствующий приказ 16 апреля подписал Владимир Путин, а паспорт дирижеру 8 мая вручил Виктор Басаргин. В этот день Курентзис и оркестр musicAeterna выступили с премьерой «Зимнего пути» Франца Шуберта в Пермской филармонии.

Однако театральной публике 2014 год запомнится не гражданством худрука, а мировой премьерой современной оперы «Носферату» на Дягилевском фестивале, которая по мнению критиков возродила этот жанр.

Дмитрий Ренанский, музыкальный критик:

 — На выходе получился стопроцентно модернистский проект, не только достойный города Сергея Дягилева, но и вполне способный украсить программу ведущих театральных фестивалей Европы — от Рурской триеннале до Wiener Festwochen.

Строительство нового здания для Пермского театра оперы и балета все также не началось.

Фото: Алексей Гущин

2015. Окно в Европу

Теодор Курентзис и его коллектив становятся желанными гостями на европейской сцене. В июле хор musicAeterna стал хэдлайнером европейского оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе во Франции, ведущего свою историю с 1948 года. В сентябре пермские музыканты во главе с Курентзисом выступают на другом крупном фестивале музыки и искусств — RUHRtriennale (Германия).

Ежегодно Пермский театр оперы и балета ставит новые рекорды по количеству номинаций на «Золотую Маску». В 2016-м театр был упомянут 26 раз, впрочем, получил в итоге только две премии:

  • Даглас Ли — лучшая работа балетмейстера-хореографа («Когда падал снег»);
  • спецпремия музыкального жюри за художественную целостность («Путешествие в Страну джамблей»).

2016. Триумф отечественного музыкального театра

Главным событием этого года становится премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата» в постановке режиссера Боба Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса. Критики называют постановку «самым впечатляющим и бесспорным триумфом отечественного музыкального театра». По итогам года «Травиата» становится лауретом российских и мировых премий, в том числе получает три «Золотые Маски»:

  • лучшая работа дирижера в опере — Теодор Курентзис;
  • лучшая женская роль в опере — Надежда Павлова;
  • лучшая работа художника по свету в музыкальном театре — Роберт Уилсон.

Тем временем, вопрос строительства новой сцены продолжает обсуждаться. На горизонте появляется идея строительства здания на Разгуляее по проекту театра, строящегося в Верхней Пышме.

2017. Терпение начинает заканчиваться

Пермский театр оперы и балета под руководством Курентзиса становится «флагманом» среди российских театров. На сцене театра все чаще появляются звезды мирового уровня. На закрытии Дягилевского фестиваля в 2017-м на премьере Балетов Стравинского танцевали прима-балерина Мариинки и Американского театра балета Диана Вишнёва и прима-балерина Лондонского Королевского балета Наталья Осипова. Тогда, чтобы увидеть их выступление, в Пермь прилетал миллиардер Роман Абрамович.

В этом же году Курентзис с пермскими музыкантами покорил Зальцбургский фестиваль — один из крупнейших и престижных музыкально-театральных форумов. До коллектива musicAeterna ни один российский оркестр и хор не открывал фестиваль в Зальцбурге.

Теодор Курентзис и Диана Вишнёва. Фото: Владимир Фридкес.

Спустя годы обсуждений и обещаний новую сцену театр так и не получает. Теодор Курентзис официально заявляет, что покинет Пермскую оперу, если региональные власти не исполнят свои обещания.

Теодор Курентзис:

 — Я человек слова и дела, и привык делать то, о чем договариваюсь. И мне кажется, что в администрации тоже должны быть люди слова: раз решили, договорились, значит, так и делаем. Мне кажется, это простая логика. Но иногда происходят необъяснимые вещи. Но я это уже говорил и могу еще раз повторить: если до 2020 года не будет построена новая сцена, как мы договаривались, я из Перми уеду. У меня есть шесть предложений от лучших в мире театров занять должность руководителя.

2018. «Оперный Оскар» и «Жанна на костре»

Коллектив Теодора Курентзиса musicAeterna регулярно появляется в номинациях лучших международных премий. В 2018 году хор musicAeterna официально был назван лучшим хором мира, став лауреатом премии International Opera Awards — «оперного Оскара». Также работа дирижера и его музыкантов отмечается критикам крупных мировых изданий: BBC Music Magazine, Der Spiegel, Forbes, а The Times выпускает с ним интервью.

В этом же году публика Пермского театра оперы и балета увидела ораторию Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса. Впоследствии постановка получит две «Золотые Маски», будет признана «Событием года» по версии жюри российской оперной премии CASTA DIVA (в 2016 году в этой номинации побеждала пермская «Травиата») и войдет в ТОП-20 главных театральных событий по версии «Афиша Daily».

Фото: Антон Завьялов.

 

2019. «Не дайте Курентзису уехать»

Теодора Курентзиса в театре видят все реже из-за мировых гастролей. За весь сезон в Перми не состоялось ни одной громкой премьеры с его участием, несмотря на Год театров в России. Однако выступления дирижера на сцене театра все-таки проходили. Маэстро все больше внимания уделяет своему коллективу musicAeterna, а отношения между Теодором Курентзисом и краевыми властями становятся более напряженным.

Несмотря на начатое проектирование новой сцены, маэстро принимает решение покинуть Пермский театр оперы и балета и переехать в Санкт-Петербург. По одной из версий это связано с тем, что маэстро не готов работать с Владимиром Кехманом, который якобы займется строительством новой сцены.

Курентзис пишет прощальные письмо, дает интервью Ксении Собчак, в котором критикует губернатора Максима Решетникова и оглашает условия, при которых он готов заниматься «Дягилевским фестивалем». При этом сам фестиваль наполовину (а может и больше) переезжает во Францию.

С осени 2019 года коллектив musicAeterna становится резидентом театра, а с 2021 года Теодор Курентзис собирается проводить ежегодный «Дягилевский фестиваль» на сцене парижского театра Шатле, где 110 лет назад состоялась премьера знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

Предполагается, что в Париже будет вторая площадка фестиваля. Но ради чего европейский зритель поедет в Пермский театр оперы и балета (площадку №1), которому принадлежит право на товарный знак «Дягилевского фестиваля», если Курентзис и musicAeterna будут в Париже?