Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Сама суть музыки или как выглядит мир без Битлз Спойлеры: нет | Рейтинг: смотреть | 12+ Сегодня, 19 сентября, в российский прокат выходит музыкальная комедия Дэнни Бойла о музыканте-неудачнике, внезапно оказавшемся в параллельном мире, который отличается от нашего тем, что там никогда не существовало The Beatles. Кинокритик Николай Гостюхин разглядел в фильме не только памятник творчеству «Ливерпульской четвёрки», но и иронию в том, что в их отсутствии мир бы не сильно изменился.

Сама суть музыки или как выглядит мир без Битлз

19 сентября 2019, 07:45
рецензия

Сама суть музыки или как выглядит мир без Битлз
Спойлеры: нет | Рейтинг: смотреть | 12+

Сегодня, 19 сентября, в российский прокат выходит музыкальная комедия Дэнни Бойла о музыканте-неудачнике, внезапно оказавшемся в параллельном мире, который отличается от нашего тем, что там никогда не существовало The Beatles. Кинокритик Николай Гостюхин разглядел в фильме не только памятник творчеству «Ливерпульской четвёрки», но и иронию в том, что в их отсутствии мир бы не сильно изменился.

Главный герой, Джек Малик (Химеш Патель), работает на складе продуктового магазина, а в свободное время, как и многие начинающие музыканты с большой мечтой, играет на гитаре в барах и пытается добиться успеха на музыкальном поприще. Получается не очень. И даже наличие концертного директора слэш подруги Элли (Лили Джеймс) не способны спасти так толком и не начавшуюся его музыкальную карьеру. В тот самый момент, когда Джек решает завязать происходит чудо и, врезавшись в автобус, герой просыпается в том же мире, но с тем лишь исключением, что там никогда не было Битлз. Поэтому герой пользуется этим, а режиссёр на полную катушку веселится в этом новом дивном мире, подчёркивая, что главное не столько музыка, сколько люди, стоящие за ней.

Дэнни Бойла (режиссер) всегда привлекали истории, которые можно рассказывать не только словами, но и музыкой. Вспомнить хотя бы его самый хитовый «Миллионер из трущоб» или минималистичного «Стива Джобса», где музыка Дэниэла Пембертона создавала атмосферу больше, чем вся техника Apple, мелькавшая в фильме. Теперь британец решил, что пора по-настоящему увековечить в кинематографе вклад битлов в музыкальное искусство. Для этого продюсеры даже выписали Эда Ширана, который играет самого себя и не упускает возможности упомянуть какие тексты песен у Джека (то есть Битлз) гениальные.

Справедливости ради, стоит отметить, что Джек действительно старается пробиться в индустрию: играет по барам, ходит на музыкальные фестивали, да и талант у него определённо есть. Но авторам разумеется в этой истории важнее другое. Бойл исследует феномен творчества и, поэтому, не зря берёт героем музыканта-неудачника. Мы видим на примере главного героя, что несмотря на старания и талант в XXI веке нужно как минимум чудо, чтобы прославиться. Битлам в этом смысле возможно было несколько проще.

Любопытно, что авторы нашли прекрасный способ для изучения творчества ливерпульской четвёрки. Чем больше Джек втягивается в копирование текстов песен Битлз, тем больше понимает, что ему для того, чтобы вспомнить их нужно побывать там, где они были написаны. Например, в одной из сцен, чтобы вспомнить слова песни «Eleanor Rigby» Джек отправляется в Ливерпуль и, гуляя по городу, буквально по словам восстанавливает логику текста и её слова.

Важным в фильме является и тот факт, что режиссёр открывает зрителю вполне очевидный факт: да, группы Битлз уже не существует, но их музыка жива и актуальна. Также, как все известные композиторы и музыканты, создавшие великие произведения, Битлз сами стали своими произведениями. Поэтому чем популярнее становится Джек и «его» музыка, тем больше он понимает, что эта известность начинает на него давить. И здесь вроде бы по сюжету всех возможных драм должен настать момент расплаты, но нет. Вскрывшийся плагиат Джека Малика приводит лишь к тому, что герой начинает задумываться о своей роли проводника музыки Битлз в мир.

Забавно, что первый человек, который также, как и Джек помнит о них, это коренастый мужчина с бородой из России. И сложно не расплыться в слезах умиления от того, что Дэнни Бойл очевидно знавший о существовании главного советско-российского битломана Коли Васина, решил увековечить и его в своём фильме.

Как и многие предыдущие фильмы Бойла «Yesterday» проносится на молниеносной скорости и смотрится так же легко, как если бы это был автобиографический фильм. При этом одна из главных находок фильма — это не столько сама история с миром без Битлз, сколько британский актёр индийского происхождения Химеш Патель, брат Дева Пателя из «Миллионера из трущоб», который в фильме воплощает универсальность музыкального языка. Их музыку любили во всём мире, так почему же её не сможет как будто бы создать, скопировать или сыграть кто угодно?

Кроме того, авторы дискутируют здесь ещё и о славе, которая может испортить любое удовольствие от музыки, как и искусства. Вообще, «Yesterday» в большей степени кино про наслаждение от занятия тем делом, которое доставляет удовольствие, даже если оно не приносит миллионных гонораров. Об этом же говорит герою и тайно влюблённая в него подруга Элли и эту же самую мысль практически высекает на камне человек, появления которого в этой истории ближе к финалу даже и не ждёшь. Но рассказать о нём, значит испортить удовольствие от просмотра, поэтому обойдёмся без спойлеров. Ведь в конце концов, авторам, как и совсем недавно Квентину Тарантино, удалось переписать историю и показать нам, что если бы Битлз не было, их песни обязательно появились бы на свет, в той или иной вариации.

Бонусом хочу поделиться саундтреком, без которого сложно представить этот фильм.

Николай Гостюхин для Properm.ru