Posted 28 ноября 2019,, 03:01

Published 28 ноября 2019,, 03:01

Modified 2 марта 2023,, 14:16

Updated 2 марта 2023,, 14:16

Прощай, друг! Почему нам будет не хватать «Мистера Робота»

28 ноября 2019, 03:01
Спойлеры: да | Рейтинг: классика | 18+ Завершается четвёртый и последний сезон прорывного во многих смыслах сериала «Мистер Робот». Если вы его пропустили, то самое время наверстать, а если смотрели, то понимаете, чем он отличается от всего остального сериального мира. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что за несколько лет существования шоураннер Сэм Эсмейл не только собрал под одной крышей самые удачные находки Хичкока, Де Пальмы и Финчера, но и сумел наполнить чувственной глубиной историю о невозможности социализации и опасностях современного капитализма.

Осторожно, в тексте есть спойлеры, если вы их боитесь, то лучше прочитайте о том, как ритуальные компании зарабатывают на пермяках.

Вкратце описание сериала выглядит так. Молодой IT-специалист Эллиот Алдерсон (прорывная роль Рами Малека) днём работает в компании, занимающейся кибербезопасностью, а по вечерам, как супергерой, с помощью ноутбука и интернета выводит на чистую воду преступников разных мастей. Как и любому супергерою ему нужен концептуальный враг, которым является компания E Corp (но все зовут её Evil Corp), всемирный агломерат занимающийся почти всем и ненавистный всеми. Где-то между первым и третьим сезоном Эллиот успевает положить мировую финансовую систему и обнаружить, что у него диссоциативное расстройство, а его приятель Мистер Робот (душевный камбэк Кристиана Слэйтера) не тот кем кажется. И если второй сезон рассказывал собственно про саму хакерскую атаку и её последствия для всего мира, то третий был посвящён ментальной борьбе между Эллиотом и его альтер-эго. Четвёртый же сезон связывает все нити воедино и подводит зрителя к одной из самых эмоциональных сериальных развязок за последние несколько лет (мини-сериал «Чернобыль» в расчёт не берём).

После трогательной, но прошедшей мимо радаров мелодрамы «Комета» Сэм Эсмейл взял паузу и через год с той же неугасающей энергией написал «Мистера Робота». Снимать пилотную серию и в целом запускать в телевизионное пространство сериал позвали режиссёра оригинальной «Девушки с татуировкой дракона» Нильса Ардена Оплева. Этот тандем и позволил сделать не просто сериал, а актуальный параноидальный рассказ о современном капитализме и невозможности социализироваться, особенно в больших городах. Действие сериала неизменно происходит в Нью-Йорке — огромном мегаполисе, в котором казалось бы при таком количестве жителей невозможно остаться одному. Но таков бич XXI века, при наличии суперсовременных технологий и огромного количества людей в городах, люди в большинстве своём страдают от депрессии и хронического одиночества.

Одной из ключевых особенностей сериала, которая подкупала с первых минут, было тотальное ощущение, что ты знаешь его главных героев лично. Эллиот, его сестра Дарлин (Карли Чаикин) или их общий друг детства Анджела (Портия Даблдэй) имели по умолчанию тот же набор проблем вроде поисков партнёра и непростых отношений с родителями, что и любой ваш реальный друг или подруга. Не последнюю роль в этом играло и то, что авторы постоянно разрушали четвёртую стену, когда например Эллиот мог обратиться к зрителю прямо через экран со своим «Привет, друг».

И вот теперь, пройдя вместе три сезона, Сэм, Эллиот и зритель подходят к «Прощай, друг». В мире, где нам непросто завести разговор с людьми на улице или даже с коллегами, такое лёгкое панибратство сразу подкупало. В каком ещё сериале можно встретить прямое обращение к зрителю?

Кроме того, альтер-эго Эллиота Мистер Робот сам по себе являлся изображением его отца и всех детских травм на нём завязанных. Подобное доверительное отношение, если вы будете смотреть сериал с начала, не раз будет выбивать из вас слезу. Как и тот факт, что на тот момент ещё молодой актёр Рами Малек сумел точно отобразить диссоциативное расстройство и то, как нетривиально мог бы выглядеть хакер. Да что там, сам Эсмейл в одном из интервью признавался, что если бы не способность Малека разобраться во всех ментальных и сюжетных хитросплетениях, то никакого точного и яркого отображения хакера Эллиота бы не было.

К слову, то, насколько точно показан процесс взлома и хакинга само по себе является второй причиной, по которой пропускать «Мистера Робота» не рекомендуется. В YouTube по этому поводу есть множество разборов. Но авторы не зацикливаются на реалистичности и близости к нашему миру, а используют процесс хакинга, как драматургическую деталь, как синоним того, как герои пытаются вскрыть биты информации, из которых состоит их жизнь.

При этом нельзя сказать, что авторы придумали нечто совсем новое. Многие элементы «Мистера Робота» мы уже видели по отдельности у других мастеров. Например, от Альфреда Хичкока в сериале тотальная паранойя и игры с вниманием зрителя. От Брайана Де Пальмы — непрекращающаяся тревога за жизни любимых персонажей, которые почти всегда находятся в опасности, а от Дэвида Финчера здесь интуитивно понятный, но от этого не менее сложный внутренний мир психически нездорового человека. Все эти элементы собираясь воедино создают невероятно атмосферный и не отпускающий фильм длиною в четыре сезона. И это если не считать, что каждая серия сама по себе уникально выстроена. Например, в четвёртом сезоне есть серия, где герои говорят всего два слова, в начале и конце. Таким образом авторы дают больше пространства не словам, а действиям героев, брату и сестре. Или вот совсем взрывающий мозги седьмой эпизод, внутри которого вообще нарушается стандартная трёхчастная структура, потому что он сам по себе поделён на несколько актов, а его действие при этом происходит в двух комнатах одной квартиры.

Однако всё это бережное отношение к деталям, тревожный и одновременно очень чувственный саундтрек Мака Куэйлла, уникальная структура серий и сезонов ведут по сути к одной простой мысли. Не к той, что о ненависти к вездесущему капитализму или о проблемах с депрессией жителей больших городов. А к той, что каждому из нас иногда важно понимать, что мы не одни. Поэтому собственно первая серия начинается с обращения к зрителю через экран «Привет, друг», а заканчивается сериал словами «Прощай, друг». Потому что важно почувствовать, что ты не один и у тебя есть друзья. Не важно, персонаж ты сериала, программист в Перми или житель Берлина.

Николай Гостюхин для Properm.ru