Posted 19 февраля 2011,, 04:00

Published 19 февраля 2011,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 18:01

Updated 2 марта 2023,, 18:01

Наиля Аллахвердиева: в Перми люди еще боятся искусства

19 февраля 2011, 04:00
Редакция Properm.ru побывала в гостях у женщины, которая изменила облик Перми c помощью современного искусства.
Сюжет
Permm
В течение 2010 года на улицах города появлялись необычные скульптуры и граффити. Кроме них спокойствие пермяков будоражили красные буквы П и П-остановки Пермского центра развития дизайна. Все новшества вызвали у горожан немало вопросов, с которыми мы и отправились на встречу с Наилей Аллахвердиевой, директором паблик-арт программы Музея современного искусства PERMM.


Наиля, расскажите, пожалуйста, в чем заключается Ваша работа?

— Я работаю в двух институциях — в Пермском центре развития дизайна и в Музее современного искусства PERMM. Все проекты, которыми я занимаюсь, ориентированы на развитие городской среды. В сферу моей деятельности входит и благоустройство городской среды, и дизайн малых архитектурных форм, городской мебели (скамейки, урны, фонари, вертикальное озеленение), и развитие системы визуальных коммуникаций, в том числе брендинг города. Все эти вопросы стоят и перед архитектурно-планировочным управлением города. Но у нас есть определенная свобода, и есть определенное представление о критериях и ценностях, которых мы хотели бы достичь. Т.е. мы являемся такой внешней экспертной организацией по отношению к городу и краю.


О новых объектах паблик-арт программы, которые увидят пермяки в 2011 году,
. Но объекты в этом году могут появиться не только в Перми?

— В прошлом году приоритетным городом для нас была Пермь. В этом году нам будет интересно поработать с городами, где тоже идет культурный процесс. Возможно, это будут Кудымкар и Кунгур. В выбранных городах мы попытаемся смоделировать проекты в области общественных пространств и в области развития малых архитектурных форм.




Планы ПЦРД по улучшению внешнего вида биотуалетов были озвучены буквально недавно, расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом проекте.

— Сейчас формируется блок проектов, связанных с развитием города в качестве культурной столицы. И понятно, что вопрос туалетов рано или поздно станет актуальным. Опыт проведения фестивалей прошлого года показывает, что нагрузка на город огромна. Если не проектировать эти специализированные зоны, то весь город может превратиться в один сплошной общественный туалет. В этом году мы хотели бы получить госзаказ, например, от Министерства торговли или Министерства промышленности, на проектирование биотуалетов, которые бы имели особый дизайн и были бы органично вписаны в городскую среду. Потому что те модули, которые мы покупаем сегодня, они не совсем вписываются в городскую среду.


Проблема в том, что сейчас расформировано Министерство градостроительства, сформировано новое Министерство регионального развития, и мы пока не знаем, кто выступит заказчиком. В прошлом году по всем городским проектам заказчиком выступало Министерство градостроительства.


PRO Опыт
Я закончила университет в Екатеринбурге, затем уехала в Москву, училась в Московско-британской высшей школе на факультете менеджмента в сфере культуры, и там из искусствоведа превратилась в менеджера искусства. Уже в Москве я поняла, что буду заниматься паблик-арт проектами, так как это единственная возможность в России осуществить интеграцию современного искусства в общество. Так как в России практически нет площадок, где было бы представлено современное искусство, у населения нет контакта с современными художниками. И паблик-арт является важным инструментом такого общения. Отучившись в Москве, я снова вернулась в Екатеринбург, где в течение 10 лет реализовывала разные проекты, причем не только для Екатеринбурга. Мы работали в Самаре, Тольятти, Ижевске, Москве и Питере. В результате нам удалось не только сформировать в Екатеринбурге определенную культуру отношения к городской среде, но и снять комплекс, который в Перми еще есть. В Перми люди еще боятся искусства. Перми еще не хватает культурного опыта. Но за прошлый год в Перми мы сделали много, это такая прорывная история. Сейчас в Перми уже много точек современного искусства.

"