Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Вся «СОЛЬ» — в свободе

21 февраля 2011, 15:41

Вся «СОЛЬ» - в свободе
В Театре-Театре состоялась премьера нового спектакля «МИгрировала СОЛЬ на Сицилию РЕгистрировать Фамилию».
Новая постановка стала уже второй для английского режиссера Майкла Ханта. В прошлом году Хант ставил на пермской земле нашумевшую оперу «Фиделио» в музее политических репрессий «Пермь-36».

«МИгрировала СОЛЬ...» стала, по словам режиссера, хорошим продолжением «Фиделио». Спектакль развивает тему сталинских репрессий. Действие пьесы драматурга Тома Стоппарда происходит в 70-е годы в Советском Союзе. В центре внимания— советская репрессивная машина, в которую попадает диссидент Александр Иванов. Его заключают в психиатрическую клинику, где он знакомится со своим однофамильцем, играющим с вымышленным оркестром. Перед диссидентом стоит выбор — солгать и вернуться домой или продолжать путь через весь ужас репрессий.

По ходу того, как разворачивается действие, зрители начинают понимать, что оркестр, расположившийся прямо на сцене, - это всего лишь плод разыгравшейся фантазии сошедшего с ума человека. Музыканты оркестра тоже становятся действующими лицами: сумасшедший Иванов то и дело забирает у них ноты, сотрудники психиатрической лечебницы забирают у них музыкальные инструменты, приравнивая к больным. От этого начинается настоящая путаница в том, кто из героев на самом деле болен, а кто здоров. Тем более обнаруживается, что и у главного врача лечебницы в голове тоже играет несуществующий оркестр...



При всем драматизме происходящего на сцене, «Мигрировала СОЛЬ на Сицилию...» позиционируется труппой театра как комедия. Режиссёру Майклу Ханту вслед за драматургом удалось легко и изящно вплести комичные фрагменты в канву спектакля. Полные надрыва и острой боли монологи диссидента, звучащие как приговор власти, построенной на насилии, сменяются забавными сценами с участием лечащего врача обоих пациентов. Доктор до абсурда нелеп в своих прыжках, перескоках, ухмылках, заискиваниях перед больными и начальством, а потому зрители даже не пытаются сдержать смех, когда он в очередной раз появляется на сцене. Вместе со школьной учительницей врач уговаривает маленького Сашу, сына диссидента, поговорить с отцом, убедить его сдаться.

Саша (кстати, тоже Александр Иванов) — тот образ в пьесе, где сводятся воедино все темы. Каждый втолковывает малышу свою истину. В школе ему говорят, что нужно быть послушным, ложь во благо страны вовсе не ложь. Отец из застенков тюрьмы-психушки твердит ему обратное. Свой выбор Саша делает сам, исполняя под занавес песню со словами: «Папа, не будь таким твердым, все может быть хорошо...»



Спектакль напоминает мрачную сказку, выдержки из учебников истории, но только в современном прочтении. Вопросы правды и лжи, разума и безумия, свободы и тюрьмы — все они актуальны и сегодня. От этого пьеса «МИгрировала СОЛЬ на Сицилию РЕгистрировать Фамилию» звучит своевременно и ново.

Лейла Сазонтова