Posted 18 июня 2011,, 05:23

Published 18 июня 2011,, 05:23

Modified 2 марта 2023,, 17:43

Updated 2 марта 2023,, 17:43

Саша Белов о творчестве ТО «Велосипед»: детям нравится!

18 июня 2011, 05:23
Алевтина Горных
В течение фестивального месяца в городе открылось множество выставок, у пермяков появилась возможность открыть для себя новых художников, новые виды искусства.

Кухню, облепленную человеческими волосами, можно представить как страшный сон домохозяйки или косметолога. Однако она существует и расположена в Арт-Позиции по адресу Окулова, 5. Создали «Кухню» пермские художники из творческого объединения «Велосипед» - Саша Солнечный и Саша Белов. С Сашей Беловым нам удалось пообщаться.

Поясняющая листовка к инсталляции «Кухня» гласит: «Это неоднозначное отношение к волосам легко проследить на примере. Выпавшие волосы в сливе раковины, обрезанные ногтевые пластины вызывают отвращение. Хотя, что собственно произошло, пару минут назад это было частью человека, который целиком и полностью вам нравился. Цель нашей инсталляции — вызвать гипертрофированное чувство отвращения к этой субстанции, которое должно перерасти в её приятие и привести к новому взгляду на это явление, как на потенциальное произведение искусства».

— Саша, среди прочих здесь есть ваши личные волосы?
— Есть, они приклеены у раковины. Перед выставкой у меня были волосы до плеч и я их пожертвовал для инсталляции.

Сколько волос ушло на эту инсталляцию?
— Месяц перед выставкой собирал волосы. Сначала я просил волосы в парикмахерских, но мастера со временем стали как-то странно ко мне относиться и отвечали, что волос нет. Тогда я решил просто подождать закрытия салонов. Пакеты с волосами выкидываются в помойку, откуда их легко можно достать.

Расскажите о процессе. Вы сами все наклеивали?
— Нам выделили место, здесь мы сами соорудили стенку из старого баннера и стали обклеивать все волосами. Когда Саша Солнечный обклеивал выход в общий зал, все подходили и спрашивали, что мы делаем. Мебель здесь уже стояла, мы принесли раковину, кое-какую посуду и телевизор.

— А чей телевизор?
— Он мой. После выставки я заберу его домой (по телевизору, обклеенному волосами, двое друзей художников читают лекцию о волосах из ВикипедиИ)

— Что натолкнуло на идею, кому и как пришло в голову?
— Идея была озвучена, когда мы с Сашей гуляли по Москве, где проходила выставка с участием нашей работы «12 месяцев». Тогда мы гуляли и придумывали всякую «чушь», и одна из идей была про волосы, как они стекают с предметов на кухне. Изначально планировалось раздобыть длинные волосы и обклеить все ими. Но бюджет нашей работы настолько мал, что пришлось выкручиваться.

Расскажите о группе, вас двое? Как все начиналось?
— Раньше мы с Сашей увлекались съемкой видеороликов, в 2008 году нас пригласили на «Арт-завод» в Екатеринбург. Там мы снимали видеоролики и создали Творческое Объединение «Велосипед». На следующий год на «Арт-завод» мы приехали уже с перформансом «Последняя рыба» и инсталляцией «Ржавая река». В этом же, 2009 году, мы представляли свою инсталляцию «12 месяцев» в Москве. Идею, где самые младшие месяцы кидают в костер дихлофос, пришлось урезать (в Москве проходили поминальные дни по трагическим событиям в метро). В результате у нас получилось 12 ватных кукол, напоминающих бомжей, на фоне леса. На лице самого маленького месяца был запечатлен ужас. Как ни странно, детям наша инсталляция понравилось, что нам было очень приятно. И теперь на всех последующих выставках, когда у нас что-то не получается так, как мы задумывали, мы говорим себе «А детям нравится!».

Говорят, это не самая шокирующая ваша инсталляция? Был еще «Морской кот» и он пах? (Прим. редактора: «Морской кот» — это настоящий мертвый кот в аквариуме, животное было найдено у остановки)
— Мы делали «Морского кота» на первую «Живую Пермь». Когда мы убирали его в конце фестиваля, там пахло на весь выставочный зал, и организатор ходил и просто поливал стены хлоркой, ровно освещая пространство. Вообще мы хотели сделать стаю морских котов, но это нереально.

А в чем смысл?

— Смысл «Морского кота» заключался в «стебе» над многообразием работ, которые выдают сейчас за искусство, но на самом деле они таковыми не являются.

Выставка ваших работ в музее ПЕРММ — это ....? Как бы вы к этому отнеслись?
— Это было бы здорово. Но пока не получается. Пока что современные художники Перми делают свои инсталляции в заброшенных зданиях, на чердаках или в подвалах.

Как относитесь к критике? Часто ли приходится её выслушивать?
— Кто-то нам сказал, что наше искусство старое, 90-х годов. Но ведь то, что нашу работу признали искусством — уже хорошо!

Эта работа и работы других пермских художников проработают в здании бывшего клуба ВКИУ до конца июня. Что будет дальше с Арт-Позицией, Properm.ru пока неизвестно.

"