Posted 26 июля 2011,, 06:10

Published 26 июля 2011,, 06:10

Modified 2 марта 2023,, 17:29

Updated 2 марта 2023,, 17:29

Отпуск с Properm.ru: по городам, которых нет

26 июля 2011, 06:10
Алевтина Горных
В завершение наших обзоров мы представляем фоторепортаж об автобусном туре в Чернобыль, который совмещает в себе и историю, и экстрим.
Сюжет
Туризм

В первомайские праздники 2011 года здесь побывала наша землячка — Ольга Сидни, геолог.

Оля, как ты решилась ехать в Чернобыль?
— Однажды, листая один форум, захотела посетить Рассоху — это огромная заброшенная парковка автотехники, участвовавшей в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС: вертолёты, БТРы, пожарные машины, грузовики, автобусы и другие машины. Часть транспорта после ликвидации захоронили, а часть так и осталась стоять, постепенно превратившись в кладбище. Но там и по сей день сохраняется высокий радиационный фон, туда мне не попасть, по крайней мере, не в этой жизни. Да и вся техника давно выпотрошена — лопастей на вертолетах нет, движки с машин сняты и распроданы...

Но в Чернобыль, Припять и на саму территорию АЭС попасть можно, причем вполне официально. И я решила отправиться в автобусный тур.

И как можно попасть на такой автобусный тур?
— Поискала информацию в Интернете, нашла блог товарищей, которые официально возят экскурсии в зону отчуждения. А затем и сайт агентства со всей необходимой информацией. Массового потока туристов туда нет и не предполагается, но по закону каждый имеет право знать историю. Так что, кто хочет, тот найдет.

Для экскурсии нужно заранее подать заявку, указав по e-mail свои данные (ФИО, паспортные данные, гражданство, род деятельности и контактный телефон), чтобы получить разрешение на въезд в зону отчуждения от службы безопасности Украины и ещё нескольких ведомств; заранее оплатить поездку, например, по карточке (3500 рублей) и согласовать дату. Всё было утверждено, и к 1 мая я выехала на Украину.

Оля: Поездка длится один день, включает в себя дорогу от Киева до первого КПП (30км), с последующим посещением городов Чернобыль, Припять, близлежащих деревень, собственно территории АЭС и обратно. В зоне отчуждения мы провели почти 10 часов. В нашей группе было около 40 человек, все русскоговорящие, большинство из России. Но что интересно, иностранцев, желающих посетить Чернобыль, в несколько раз больше и экскурсии для них проводится раза в три чаще.

Оля: 30-километровая зона начинается с КПП в Дитятках, через КПП можно пройти только с паспортом после строгой сверки со списками. На АЭС до сих пор работают люди, которые выводят из эксплуатации энергоблоки и занимаются сооружением нового саркофага, потому что старый исчерпал свой резерв прочности. Рабочие ежедневно пересекают КПП, и ежедневно предъявляют паспорт. Забыл паспорт — иди домой, все строго.

Экскурсия началась с ознакомительной беседы в «Чернобыльинтеринформе». Первое, что мы услышали от наших гидов — это техника безопасности и правила поведения в зоне.

В информационном центре туристов встречает целое семейство кошачьих. Кошек здесь очень много, и все непрочь полакомиться чем-нибудь вкусненьким.

Чернобыль не производит впечатление заброшенного города — чистые улочки, клумбы, есть магазины. То тут, то там ходят люди, которые приехали на кладбище. Где-то в окнах горит свет, но в самом городе все-таки не живут.

А еще здесь много памятников и мемориалов, есть и совсем новые. Нам в каком-то смысле повезло: в этом году круглая дата — 25 лет со дня трагедии, в честь чего здесь уложили свежий асфальт, установили несколько новых памятников. 26 июля город-музей посетили президенты Украины и России.

Самый большой мемориал представляет из себя длинную аллею, в начале, середине и на конце которой установлены памятники. Вдоль аллеи разместились таблички с названиями населенных пунктов, которых больше нет на карте мира.

Начинается аллея с железного ангела (фото в полный размер смотрите в альбоме)

Посередине — памятник почте. Письма без адресатов — весьма тяжелое зрелище. (фото в полный размер смотрите в альбоме)

Заканчивается аллея японскими журавликами, обрамлёнными надписями «Хиросима» и «Фукусима» - память о днях давно минувших и совсем недавних событиях, всколыхнувших мир.. (фото в полный размер смотрите в альбоме)

Эта техника участвовала в ликвидации последствий аварии:

Посмотрев Чернобыль, отправляемся дальше, на пути — граница 10-километровой зоны отчуждения и снова КПП. Многие взяли с собой дозиметры, мы замеряли ими фон всех встречающихся предметов. После пересечения второго КПП начинают фонить растения, особенно сильно фонят канализационные люки, куда стекают дождевые воды, смывающие радиоактивную пыль. Порой, во время движения, в автобусе у всех начинали зашкаливать и звенеть приборы.

По дороге в Припять заехали в детский сад, точнее то, что от него осталось.

Гиды никого не торопили, каждый мог погулять, где хочется и пофотографировать. Следующим пунктом путешествия стало бывшее рыбное хозяйство рядом с АЭС.

Энергоблокам необходимо охлаждение, поэтому вокруг много каналов. А на берегу пруда-охладителя располагалась экспериментальная ферма, где разводили рыбу. Конечно же, её никто не ел ни тогда, ни сейчас. Ихтиологи занимались изучением рыб: следили за их популяцией, изучали поведение в условиях радиационного загрязнения. Рыба здесь разводилась какая-то необычная — она не могла размножаться естественным путем. Только вот рыбного хозяйства давно нет, а рыбы полно... По каналам плавают огромные сомы, голавли и амуры, заботливо откармливаемые туристами.

Это не опасно? Полиэтилен спасает?
Оля: От излучения, как нам объяснили, этого вполне достаточно. Но, само собой, тем эффективнее защита, чем толще слой вещества. Вообще вся техника безопасности на маршруте заключается в полностью закрытой одежде и обуви. Нельзя ничего уносить с собой, есть плоды. Нежелательно нюхать цветы и курить, чтобы не вдыхать радиоактивную пыль. Лучше всего вообще не дотрагиваться до предметов без особой надобности и не сходить с асфальта. И обязательно вымыться и все постирать по приезду обратно. Маршрут проложен по площадям с минимальным фоном.

Сам саркофаг обнесен забором, от заграждения до реактора 200 м. Внутрь никого не пускают. Думаю, никто и сам не захочет — гамма-фон около забора составляет 500 микрорентген в час. (Для примера, гамма-фон в Перми составляет 10 микрорентген в час).

Едем в Припять — город атомщиков. Припять была построена в 1970 году и позиционировалась как современный наукоград. Люди в этом городе прожили всего 16 лет.

Весь город обнесен забором с колючей проволокой. В отличие от Чернобыля, он полностью заброшен. Нет ни кошек, ни собак. За 25 лет одиночества город утопает в зелени.


По словам наших проводников, предметы здесь как будто сами перемещаются. Один раз — кукла сидит на лавке, в другой — лежит в траве. На самом деле, это фотографы и посетители все двигают в поисках интересного снимка.

Колесо обозрения так и не сделало ни одного оборота за всю свою жизнь. Оно должно было запуститься 1 мая в парке аттракционов, но трагедия произошла 26 апреля.

Группы туристов в Чернобыльскую зону водят давно, более 15 лет. Начиналось все с ученых, журналистов и тех, кому это было необходимо. Первой организованной группой стали разработчики игры S.T.A.L.K.E.R., они все изучили, а затем очень реалистично передали в игрушке, вплоть до деталей и мелочей. С того момента в зону отчуждения зачастили туристы.

Как считаешь. Что приводит сюда такое количество туристов?
Оля: Что зовет туда людей, не знаю, но самой было любопытно поспрашивать. Среди туристов — в основном молодежь мужского пола: журналисты, геймеры, просто любопытствующие. А меня туда привела история. Ведь я её помню, и если я сама могу лицезреть эту историю, её отпечатки, то почему бы этим не воспользоваться? Припять — это же город-музей под открытым небом. Здесь почти нет ограничений — можешь гулять и созерцать, разумеется, не забывая поглядывать на показания дозиметра. А ещё, хотелось бы поблагодарить наших сопровождающих: ребята Женя и Юра - настоящие знатоки зоны, истинные сталкеры.

Фотографии Ольги Сидни (часть была сделана на телефон).

"