Posted 18 сентября 2011,, 11:30

Published 18 сентября 2011,, 11:30

Modified 2 марта 2023,, 17:12

Updated 2 марта 2023,, 17:12

Душная, но уютная атмосфера театральных читок

18 сентября 2011, 11:30
Ежедневно в рамках фестиваля «Текстура» в «Театре-Театре» проходят читки пьес современных драматургов.

Фестиваль «Текстура» — это не только смотр достижений творчества, но и информационное поле, где видны векторы ближайшего развития искусства. Последнее, к слову, в погоне за неуловимым «сегодня», постоянно изобретает все новые и более причудливые формы его выражения. И одним из лучших мест, где можно собственными глазами увидеть процесс поиска этих форм, являются читки.

Театральные читки в Европе уже прочно вошли в художественную практику под названием work-in-progress, а в последние годы набирают популярность и в России. Они представляют собой диалог между режиссером, актерами и слушателями и являются промежуточным этапом между моментом написания пьесы и постановкой ее на сцене. Читка — это всегда экспериментальная лаборатория. Именно поэтому присутствие на читках интересно: здесь вы можете увидеть как проверяется на прочность то, что, вполне возможно, скоро станет новой тенденцией в театре или кино.

На "Текстуре" читки проходят в рамках двух конкурсов: на звание лучшей пьесы (7 текстов в шорт-листе) и на звание лучшего сценария (6 текстов в шорт-листе). В списке текстов — основанная на интервью с порноактрисами «Порнография» Юрия Муравицкого, ретрофутуристичная история Андрея Родионова «Нурофеновая эскадрилья», «Язычники» Анны Яблонской (лауреат премии «Искусство кино»), драматическая история об утраченном детстве «Последний индеец» Романа Артемьева и другие (расписание читок вы можете посмотреть в нашем календаре фестиваля).

Ежедневно в 12 часов дня (кроме двух вечерних читок с участием писателя Владимира Сорокина) любой желающий может бесплатно посетить 515 аудиторию в здании «Театра-Театра». Небольшое помещение, обшитое по периметру черной тканью, уже одной своей формой напоминает черновую рукопись: нет декораций, нет движения — пока есть лишь диалоги. Во время читки — это диалоги актеров, по окончании — это диалоги режиссера и зрителей (среди которых присутствуют современные театральные режиссеры, писателей и арт-критики). Все вместе это создает атмосферу творящегося здесь и сейчас искусства, к которому может быть причастен каждый.

Судя по тем текстам, которые отобраны жюри фестиваля в шорт-лист, сценаристы сегодня предлагают театральным режиссерам сложный многослойный материал, требующий кропотливого прочтения: скрытые цитаты, киноприемы (например, flashback - внезапный показ сцен из воспоминаний героев), диалоги между «сегодня» и культурным багажом прошлого, между телесностью и духовностью. Такая мозаичность и внутренний динамизм текстов требует поиска новых театральных форм, способных к адекватному их воплощению на сцене. Площадной театр, видеоинсталяции, соединения сцены и зрительного зала в единое арт-пространство — что выберут режиссеры? Мы можем узнать об этом уже в ближайшее время.

"