Posted 11 октября 2012,, 11:06

Published 11 октября 2012,, 11:06

Modified 2 марта 2023,, 17:29

Updated 2 марта 2023,, 17:29

В Музее советского наива открылась первая самостоятельная выставка

11 октября 2012, 11:06
На выставке «Октябрь всегда был Красным» представлены произведения художников-наивов советского периода.

9 октября в Перми состоялось официальное открытие выставки «Октябрь всегда был Красным» — первой самостоятельной выставки Музея советского наива, учрежденного коллекционерами и попечителями искусства Андреем и Надеждой Агишевыми.

На выставке «Октябрь всегда был Красным» представлены произведения художников-наивов советского периода из Музея советского наива; коллекций музеев Нижнего Тагила, Очера, Березников Екатеринбурга и частных коллекций Москвы, Перми, Нижнего Тагила и Екатеринбурга.

Художники-наивы советского времени репродуцируют историю — в этом можно обнаружить и сбывшуюся мечту идеологов советской власти. Все интеллектуальное наследие становится всеобщим, свободным от границ собственнического интереса. Художник становится частью коллективного сознания, он от первого лица транслирует историческую память и конструирует некоторое «коллективное тело» истории СССР.

Советская культура рождает новые формы наивного взгляда на мир. В творчестве художников советского наива переплетаются лозунги и призывы советской идеологии, личная история «маленького человека», повседневность советской провинции.

Каждый год в каждый советский город 7 ноября символически приходил Красный Октябрь — шествиями, знаменами, фильмами и песнями. Ежегодно рождался весной Ленин, приветствуемый торжественными заседаниями, телевизионными передачами, юбилейными плакатами и открытками. Советский горожанин, живущий внутри советского мифа, мог одновременно находиться в двух реальностях — малой и великой. В одной из них он был мелким служащим, «работягой»; в другой — советским человеком, строителем коммунизма, представителем передового рабочего класса, членом славной коммунистической партии.

В малой реальности он был погружен в бытовые, производственные, личные проблемы, зачастую кажущиеся нерешаемыми: тесное жилище, пустые полки в магазинах, переполненные трамваи. В большой реальности он жил в мире, свободном от эксплуатации, в котором все делалось во имя человека и для блага человека.

Искренняя вера и принятие положения вещей наивным художественным сознанием позволяет увидеть как советский человек, живущий внутри системы, воспитанный ей, принимает или оспаривает ее, развивает «большие рассказы» или выстраивает собственную «линию обороны» вокруг своего маленького мира.

"