Posted 18 февраля 2013,, 03:30

Published 18 февраля 2013,, 03:30

Modified 2 марта 2023,, 16:50

Updated 2 марта 2023,, 16:50

Москвичам показали итоги развития современного искусства в Перми

18 февраля 2013, 03:30
Александр Глушков
Новая выставка Марата Гельмана неосознанно культивирует образ Перми как крайне депрессивного города, в котором преобладающими цветами являются черный и белый, а из окон видна лишь непроглядная тьма.

Выставка «Вектор Перми» открылась на прошлой неделе на территории московского ЦСИ «Винзавод». Организаторы, музей PERMM и проект «Культурный альянс», утверждают: эта экспозиция — отчет о развитии современного искусства в городе за последние несколько лет.

«Вектор Перми» расположился в небольшом помещении павильона «Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана». По словам кураторов выставки, здесь москвичи и гости столицы могут увидеть работы «как состоявшихся пермских авторов, так и молодых художников из проекта «Артполитика». Среди имен, наиболее известных в Перми, выделяются Павел Печенкин и Андрей Безукладников. На слуху, безусловно, и проект Sad Faces, автор которого рисует на стенах зданий бесполых плачущих человечков.

Первая работа, на которую я обращаю внимание — несколько обшарпанных деревянных окон, в которых виден лишь непроглядный мрак и кое-где выступают человеческие лица. В одном из них, кажется, угадывается поэт Александр Блок. Смысл работы художников Александра Агафонова и Алексея Гаврилова ясен, кажется, и без описания. Но чтение подписи сеет в моей голове хаос.

Безуспешно пытаясь разглядеть в замутненных окнах «физическую смерть медиа», двигаюсь дальше. В углу слева — работа Павла Рябова, изображающая кипящий чайник, где пар сделан из материала, напоминающего монтажную пену. Потрогать экспонат руками, чтобы подтвердить свою догадку, я не решаюсь — искусство как-никак.

Вдоль центральной стены видим выполненные мелками рисунки — проект «Непостоянство памяти» Зои Мироновой. Художница поясняет, что рисунок мелом столь же недолговечен, как и наша память. «Со временем она стирает из нашего сознания лица, действия, оставляя лишь смутный образ».

Самая заметная работа выставки — «уличная фреска» от проекта Sad Face — занимает правую стену павильона. К моему разочарованию, вместо родного «плачущего человечка» скрывающий свое лицо автор рисует огромную птицу с оторванной головой — вот где настоящий детский ночной кошмар. Слева от крылатого создания изображена виселица — очередное напоминание о черно-белой Перми. Фигурку граффитчика из скотча сделала для выставки пермячка Марта Пакните, причем одежда скульптуры действительно принадлежит автору «грустных лиц».

Обойдя зал по периметру, натыкаемся на работу Петра Стабровского «Свет». Для того, чтобы представить свет как «отдельный самостоятельный объект», автор работы использовал оргстекло.

По замыслу организаторов, «выставка наглядно демонстрирует, что культура Перми — это столичная культура», но этот тезис, сам по себе спорный, едва ли подтверждается представленными работами. Хотя сам факт того, что пермский — не привозной — совриск дожил до первой самостоятельной столичной выставки, можно считать знаковым.

Выставка «Вектор Перми» будет работать до 10 марта.

"