Posted 25 августа 2008,, 08:10

Published 25 августа 2008,, 08:10

Modified 2 марта 2023,, 17:37

Updated 2 марта 2023,, 17:37

Состоялся предпремьерный показ фильма «Новая земля»

25 августа 2008, 08:10
Если главные герои — приговоренные к смертной казни — глупо ожидать сказки в розовых тонах.

В минувшее воскресенье, 24 августа в мультиплексе VERY VELLY (ТРК «Колизей-Cinema») состоялся предпремьерный показ фильма «Новая земля». После просмотра фильма была проведена пресс-конференция с участием режиссера Александра Мельника и актера Рамиса Ибрагимова. Перед началом фильма режиссер предупредил зрителей, что их ждет жесткое и даже жестокое зрелище. Так оно, в общем, и оказалось.

"Новая земля» — это режиссерский дебют А. Мельника, хотя он не новичок в кинематографе. Его кинокомпания «Андреевский флаг» занималась производством картины «Монгол» С. Бодрова. Что заставило продюсера самому занять режиссерское кресло, он рассказал сам на пресс-конференции. Но об этом чуть позже. Сценарий написал Ариф Алиев, автор фильмов «Монгол», «Мама» и «Кавказский пленник».

Недалекое будущее. После повсеместной отмены смертной казни тюрьмы оказываются переполнены. И тогда над бывшими смертниками решают провести эксперимент под названием «Новая земля": 250 заключенных отвозят на необитаемый остров в Северном море, где и оставляют без охраны, но с запасом продуктов, топлива, одежды и инструментов на три месяца в надежде, что опасные преступники организуют тихое и счастливое поселение. Однако ожиданиям организаторов эксперимента не суждено было сбыться. Привычка выстраивать в своей среде строгую иерархию подчинения, острая нехватка продуктов и звериная жестокость неизбежно приводят к тому, что на острове появляется не поселение, а новая тюрьма, в которой сильное меньшинство держит за колючей проволокой большинство, живущее по правилам страшной игры «Последний — мертвый».

Фильм действительно оказывается жестким. Хотя, если главные герои — приговоренные к смертной казни — глупо ожидать сказки в розовых тонах. Но при этом авторы фильма вовсе не заливают экран реками крови. Вся чудовищность происходящего заключается в поступках героев, в стремлении подавить окружающих любой ценой. Порой даже не для того, чтобы выжить, а просто потому что так надо, так заведено. Тюремными порядками или межэтнической враждой — это уже не важно. Если есть топоры, то ими не рубят дрова. Ими убивают. Да, жестоких сцен в фильме много, но режиссер не смакует сцены насилия. Наоборот, он как будто пытается пощадить зрителя, милостиво уводя камеру от страшных реалий. Но от того единственная капля крови на лице становится страшнее перерезанного горла.

"Новая земля» заявлена как фантастический триллер, но фантастики там практически нет. За исключением отправной точки — времени действия и самого эксперимента. Но это совершенно не разочаровывает. Потому что А. Мельнику удалось рассказать по-настоящему интересную историю. Историю, в которой находится место и последовательному сюжету, и интересным, ярким героям, и жестокости, и юмору. Историю, которую режиссер заставляет зрителя проживать вместе с персонажами. Историю, в которой борьба человека за самого себя, за сохранение в себе этого самого человека, оказывается куда интересней, чем любые компьютерные спецэффекты и филигранные файтинги.

Почему-то этот фильм уже начали сравнивать с «Грузом 200» А. Балабанова. Такое сравнение возникло и у многих журналистов, присутствующих на пресс-конференции. На мой взгляд, сравнение, мягко говоря, неуместное. Жестокость «Новой земли» не имеет ничего общего с жестокостью в «Грузе 200». Если в фильме Балабанова насилие существует ради насилия, просто потому что «так было», и не несет в себе ничего, кроме отвращения, то в фильме Мельника жестокость — это то, что надо преодолеть. Это зверь, живущий в человеке, которого надо победить, и, прежде всего, в самом себе. Несмотря ни на что, фильм не оставляет после себя ощущения, что тебя окунули в грязь. Наоборот, он дает надежду, что человек способен остаться человеком, даже когда вокруг одни звери и кажется, что единственный способ выжить — это тоже стать животным.

На пресс-конференции А. Мельник рассказал, что под напором «знающих» людей он пытался вырезать из фильма наиболее страшные сцены, но в итоге оставил всё, как есть. Потому что иначе получается совсем другое кино, совсем не та история, которую он хотел рассказать. Однако, по словам режиссера, фильм всё-таки стал на 20 минут короче. После «Кинотавра», на котором состоялась премьера «Новой земли» в полной версии, А. Мельник сократил картину для ее большей «смотрибельности» в кинотеатре. После показа на кинофестивале публика поделилась на два лагеря: одни были в восторге от картины, назвали ее «интеллектуальным блокбастером» (а Павел Чухрай поздравил режиссера с несомненно успешным дебютом), другие сочли фильм «дешевым Голливудом». Именно поэтому, сказал Александр Мельник, он лично ездит по стране. Он очень волнуется, как примет его работу зритель и хочет рассказать, о чем на самом деле его фильм.

Отвечая на вопрос, почему он сам занялся постановкой «Новой земли», А. Мельник рассказал историю создания фильма. К нему пришел Ариф Алиев и сказал, что у него есть отличный сценарий. И Мельник взялся его продюсировать. Он предлагал снять этот фильм разным режиссерам, но никто не согласился. Все посчитали, что это слишком жестокая история, что зритель «не поймет», а значит, не пойдет в кино. И тогда А. Мельник решил сам снимать этот фильм.

Что касается коммерческого потенциала фильма, то режиссер привел такой пример. На сегодняшний день в стране существует около 500 экранов. Сначала кинотеатры купили у него для проката 200 копий, но, посмотрев фильм, докупили еще 100 с лишним. То есть прокатчики поверили в успех картины. Кроме того, права на прокат фильма за рубежом приобрела одна американская компания. А вот судьба фильма на Украине пока неизвестна. Вопрос его показа сейчас рассматривается. Украинская сторона решает, нет ли в фильме намека на оранжевую революцию.

Много интересного рассказал А. Мельник и об актерах, снимавшихся в фильме. Выбор на главную роль Константина Лавроненко он объяснил так: ему хотелось видеть в этой роли человека, «не затасканного по сериалам», не примелькавшегося в новейших отечественных блокбастерах, но при этом мужественного и вызывающего симпатию. О роли Марата Башарова: по мнению режиссера, это его первая роль настоящего мужчины, не очень большая, но явно удачная. Что касается участия в фильме американского актера Тома Листера, то А. Мельник пояснил, что это было необходимо. На кастинг на роль чернокожего заключенного пришли наши, российские актеры. Но, несмотря на цвет их кожи, они были «слишком русские». А нужен был настоящий американец. Когда сценарий послали Тому Листеру, он тут же ответил согласием, хотя ранее режиссера предупредили, что таких актеров нужно «заказывать» чуть ли не за 2 года до начала съемок. Сергей же Жигунов, как выяснилось, вообще сам попросился на роль. Являясь директором актерского агентства, он ведет дела К. Лавроненко. Так ему в руки попался сценарий «Новой земли». Прочитав его, Жигунов пришел к Мельнику и сказал: «Я хочу сыграть роль полковника». На самом деле, ролью это назвать сложно. Скорее, камео, появление в кадре на несколько секунд. Но Мельнику эта идея понравилась, и в итоге получилось отлично. Впрочем, добавлю от себя, как и весь фильм.

В широкий прокат «Новая земля» выходит 28 августа. Не пропустите.

Автор: Бекенова Татьяна.

"