Posted 20 апреля 2009,, 08:06

Published 20 апреля 2009,, 08:06

Modified 2 марта 2023,, 17:22

Updated 2 марта 2023,, 17:22

3 дня немого кино Эрнста Любича в Премьере

20 апреля 2009, 08:06
С 23 по 25 апреля в киносалоне Премьер можно будет увидеть немые фильмы Эрнста Любича с живым музыкальным сопровождением

С 23 по 25 апреля в киносалоне Премьер можно будет увидеть немые фильмы Эрнста Любича с живым музыкальным сопровождением. Это проект Немецкого культурного центра им. Гёте.

23 апреля 19.00 – НЕ ХОЧУ БЫТЬ МУЖЧИНОЙ
Комедия. Реж. Эрнст Любич. В ролях: Осси Освальда, Курт Гетц, Ферри Сикла, Маргарет Купфер, Виктор Янсон. Германия, 1918. 45 мин.
Комедия переодеваний, одна из ранних режиссерских работ Любича.

24 апреля 19.00 – ПРИНЦЕССА УСТРИЦ
Комедия. Реж. Эрнст Любич. В ролях: Осси Освальда, Виктор Янсон, Гарри Лидтке, Юлиус Фалькенштайн,
Макс Кронерт. Германия, 1919. 40 мин.
Мистер Квакер, устричный король Америки, отыскал для своей дочери небогатого, но настоящего принца. А тот вместо себя отправил в разведку своего друга, которого в доме Квакеров приняли за долгожданного жениха…

25 апреля 19.00 – ГОРНАЯ КОШКА
Салонная мелодрама. Реж. Эрнст Любич. В ролях: Пола Негри, Виктор Янсон, Пол Хейдеманн, Вильгельм Дигельманн, Херманн Цимиг, Эдит Меллер, Марга Кёхлер, Пол Гретц, Макс Гронерт, Эрвин Копп, Поль Бинсфелдт. Германия, 1921. 79 мин.
Героиня Полы Негри мечтает во сне о пряничном сердце лейтенанта Алекса.

Сергей Лаврентьев (www.kinoart.ru): «Кино проживает несколько жизней. Первую — во время производства. Вторую — в момент выхода на экран. Третью, четвертую, сто тридцать восьмую… — спустя десятилетия, каждый раз, когда старую копию извлекают из киноархива и демонстрируют вновь. Очень часто отношение к фильму при этом меняется. Иногда — незначительно. Но бывает — кардинальным образом. Вековая история кинематографа давала и дает тому бесчисленное количество подтверждений, но во время классической ретроспективы Эрнста Любича в Сан-Себастьяне произошло невероятное. Изменилось отношение не к отдельным картинам художника, а к его репутации.

В институте нас учили, что выдающийся режиссер Эрнст Любич — тонкий кинематографический стилист, мастер дивных салонных комедий, родоначальник жанра кинооперетты. Так и есть. Его любили и ценили за внешнее изящество, умение выстроить сюжет, создать зрелище вроде бы возвышенное и, кажется, благородное, но вместе с тем простое и славное. Демократическое искусство кино во многом благодаря Любичу полюбило пышность и блеск королевских дворов, прочувствовало вкус к изображению роскоши, не забывая при этом о своем плебейском происхождении. Но, смотря его фильмы сегодня, постоянно ловишь себя на мысли, что для самого Любича главным было что-то другое.

Начнем с салонных комедий. Безусловно, на первом месте здесь классическая «Принцесса устриц», сделанная в Германии в 1919 году. История обедневшего аристократа, пытающегося вернуть былое великолепие, и могущественного магната, стремящегося правильно выдать замуж дочь, знаменита не своей салонностью, а попыткой — весьма удачной — создать кинематографическое развлечение при помощи открытий в области экранной формы, происходивших тогда в серьезном немецком кино. В конце немецкого периода Любич весьма удачно и органично использовал открытия экспрессионистов, благодаря чему и «Кукла» (1919), и «Глаза мумии Ма» (1918), и «Сумурун» (1920), и «Горная кошка» (1921) навсегда остались в истории кино.

Что же касается салонных лент, сделанных Любичем в Голливуде 20-х годов, то отсутствие формальных изысков не отменяет в них ни четкости в выстраивании сюжета, ни мастерства в работе с актерами, ни восхитительного режиссерского чувства ритма. Разумеется, «Веер леди Уиндермиер» (1925) представляет интерес еще и благодаря пьесе Уайльда, а лента «Итак, это Париж» (1926) примечательна тем, что в ней формальные приемы используются в эпизоде с конкурсом танцевальных пар. Ритмично смонтированные короткие планы рук и ног танцующих, стремительные панорамы по залу, неожиданные взлеты и падения камеры — все это создает полную иллюзию музыкального темпа в немом кино.

Салонные истории Любича, созданные им в 30–40-е годы, сегодня предпочтительнее. Во-первых, потому что в них много говорят, а вряд ли кто-либо в истории мирового кино может сравниться с блистательными мастерами диалогов, творившими в «золотой период» Голливуда. Во-вторых, природа искусства Любича все-таки невизуальная. Его фирменный стиль — это четкий сюжет, пикантные ситуации, блистательные реплики, которыми перебрасываются элегантные персонажи».

"