Posted 29 июня 2015, 07:00
Published 29 июня 2015, 07:00
Modified 2 марта 2023, 17:29
Updated 2 марта 2023, 17:29
— Кризис тогда и кризис сейчас для рынка автомобилей с пробегом имеют одинаковые последствия? Как обе ситуации поменяли мотив продавца и покупателя?
— Российский авторынок всегда был эмоциональным. Начиная с 2005 года, когда появились первые иномарки по доступным ценам, и вплоть до 2014 года. Отрезвление наступило только сейчас. Люди наконец-то начали задумываться о том, что надо все же жить по средствам. Наш рынок не стал в момент полностью прагматичным, как у немцев, а там покупаются только компактный автомобили, с маленькими, но динамичными моторами, с небольшим расходом топлива, гарантийные и высоконадежные. Но когда-то мы придем и к этому. Зато сейчас уже видно: люди стали брать меньше кредитов вообще, количество интересных банкам заемщиков уменьшилось, а отрасль автокредитования упала в разы. На вторичном рынке появилась еще одна тенденция: люди начинают пересаживаться с более дорогих автомобилей на машины попроще чтобы высвободить деньги и потратить их на поддержание своего маленького бизнеса.
Кризис 2008 года — огромные запасы автомобилей на складах дилеров. Тогда закрытие автосалонов и разорение автомобильных компаний привело к появлению массы автомобилей по очень низким ценам. Тогда они действительно на время уронил вторичный авторынок. Сейчас рынок подержанных автомобилей упал не за счет скидок и спецпрограмм на новые автомобили, а из-за отсутствия спроса у покупателей. В целом, эта тенденция показательна не только для автомобильного рынка, это касается всех отраслей. Цепную реакцию не сложно проследить: у меня упали продажи машин, я не заработал сколько-то и не потратил эту сумму на стройматериалы, продавец стройматериалов не заработал и не потратил на что-то еще…
— Сейчас по итогам 5 месяцев у новых машин среднероссийское падение достигает 37,7%, в Пермском крае — 48%. Что у вас?
— Результаты рынка подержанных автомобилей повторяют результаты рынка новых машин. Если касаться состояния в Перми, то вторичный рынок процент в процент показывает негативную динамику. Те же 50% падения. Мы стали продавать машин ровно в два раза меньше, при этом повлиять на ситуацию не можем, уйдя только в дорогие сегменты или в дешевые — провал идет по всем.
— В 11–12 годы на пике популярности были бюджетные седаны, через некоторое время они отошли на второй план, зато начали расти кроссоверы, а в последнее время хорошо себя проявляет премиум-класс. Это на рынке новых машин. На рынке автомобилей с пробегом есть такие же тренды вслед?
— Сейчас происходит небольшая мешанина с ценообразованием, и она не связана с сегментацией. Так, новые бюджетные седанчики показали хороший всплеск популярности на первичном рынке, а на вторичном — уже нет. В первую очередь из-за цены, которую хочет получить за машину ее владелец. Сейчас на этот класс мы видим снижением спроса, потому что цена на такую машину переваливает за 400 тысяч, а чтобы купить новую машину, нужно добавить «всего-то» 100–150 тысяч. Если бы мы продавали такой автомобиль за 300–350 тысяч, наш рынок бы полностью повторял картину рынка новых автомобилей в каждом из классовых сегментов.
Среди кроссоверов выделить лидера сложно, так как SUV — сезонный товар. Оживление рынка в этом сегменте происходит осенью и весной. Сейчас люди ищут подержанный кроссовер по цене 700–800 тысяч рублей, как раньше на ценник за 1 млн уже никто не замахивается — все начинают жить по средствам. Рядом могут стоять «Фольксваген Тигуан» 2011 года, с механикой и полным приводом за 700 тысяч, и «Рено Дастер» 2014 года, в хорошей комплектации — за те же 700 тысяч.
— Если пять лет назад продавец и покупатель машины искали друг друга через «Из рук в руки» и доски объявлений на местных сайтах, то теперь всех победили Avito. Эти изменения сказываются на безопасности контакта продавца и покупателя? Меньше или больше риска стало нарваться на продажу через вторые-третьи руки?
— Avito победили всех. Мы признали это в 2011 году и отказались от других ресурсов. На местном уровне в газетное время сильным лидером были «Из рук в руки», в интернет-эпоху — на наш взгляд, не было сильного лидера среди досок объявлений. Если взять «Из рук в руки»: газета перестала работать, а электронная версия после очередного обновления оказалась донельзя неудобной. На фоне успеха раскрученного Avito упали доски объявлений на местных интернет-порталах в центральной России и на Урале, все частные продавцы и покупатели перешли именно на этот ресурс. Если говорить о локальных пермских досках объявлений, то там — меньше всего шансов найти объявление от частного лица. Посмотрите на большую доску продажи машин на 59.ru: это площадка перекупщиков, продажа от частного лица там большая редкость. Другие порталы попросту не стали тратить ресурсы на поддержание досок, потому что с Avito бороться за частного продавца стало нереально.
Сейчас на Avito размещают свои объявления о продаже машин с пробегом и частные лица, и автосалоны. Автосалоны и площадки имеют отлаженную процедуру серьезной проверки, да и то гарантируют безопасность сделки на 98%. Если человек занимается покупкой автомобиля самостоятельно, для него безопасность снижается до 60–70%. Повезет — купит хорошую машину у приличного человека, не повезет — купит машину из другого региона, либо криминальную, либо кредитную.
Нюанс безопасности сделки присутствует в любом случае. Редко кто из покупателей просит документы у собственника или продавца машины на то, как эта машина приобреталась ранее. Машина может быть кредитной, но пока еще не висеть в базах. Не проверив это, купленной машины можно запросто лишиться. Частный продавец собственного автомобиля легко покажет документы, при продажи через вторые-третьи руки этих документов может и не быть. В любом случае, стоит самостоятельно проверить автомобиль по базе ГИБДД и базе судебных приставов, однако другие проверки доступны лишь автосалонам - какие-то из них платные, другие требуют специального доступа. Поэтому иногда есть смысл довериться профессионалам.
— Также за небольшой срок идет движение в дилерских трейд-инах. Почти у каждого дилера появилась своя служба с оценщиками и площадками, покупатели знают, что дилерские трейд-ины больше специализируются на тех марках, которые продает конкретный холдинг. Ощутимо ли сейчас противостояние между дилерскими трейд-инами и большими не дилерскими площадками с многолетним опытом работы?
— Не могу сказать, что мы конкурируем. Во-первых, трейд-ин у дилеров только с виду развит. Они неплохо живут за счет всевозможных программ автопроизводителей по обмену, но как только программы заканчиваются, их площадки неизбежно пустеют. Не секрет, что и цену за машину частному продавцу они дают меньше, чем независимые площадки. Честно говоря, на сегодняшний день, я не вижу в Перми ни одной по-настоящему профессиональной команды службы трейд-ин у дилеров, за исключением, пожалуй, «Эврикара». У большинства дилерских площадок недостаточно ремонтных, подготовительных, кадровых ресурсов. Служба трейд-ина почти в любом автохолдинге — «бедный родственник». Не всегда рентабельный, порой недофинансированный, работает да и ладно.
У части автовладельцев есть опасения при выборе между дилерским трейд-ином и независимой площадкой. Кто-то беспокоится за цену продажи автомобиля, другие — за чистоту сделки при покупке. Могу только посоветовать выбирать те площадки, кто давно работает и у кого нет никаких судебных дел - эту информацию можно узнать в интернете. И всегда стоит опросить большое количество своих знакомых, где покупали (или продавали) они и кому они доверяют.
— Стоит ли искать автомобиль на авторынке в Камской долине?
— Сейчас все авторынки в России повторяют общемировую тенденцию — сбавляют обороты и уходят на задний план, уступая место автосалонам и независимым площадкам с репутацией, а также сделками между частными лицами, которые нашли друг друга в интернете. Рынок в Камской долине работает больше на область, потому что когда покупатель из области приезжает в субботу в Пермь, у него нет возможности проехать по нескольким площадкам в разных местах города и посмотреть 30 машин там, 40 машин тут и еще 30 в другом районе. Им проще посетить самую крупную торговую площадку, пусть и представленную в большинстве своем «перекупщиками».
— Не могу не спросить о прогнозе состояния рынка автомобилей с пробегом в 2015 году. На рынке новых машин прогнозы появляются раз в неделю, это сейчас даже «модно». На вторичном рынке прогнозирование имеет смысл?
— Чтобы вести бизнес, нужно понимать, что будет дальше. Без прогнозирования — никак. Учитывая ту информацию, который мы владеем, и тот прошлый опыт, которым мы располагаем, мы уверены, что дно не достигнуто, и рынок просядет еще. Программы по новым машин вряд ли куда-то денутся, с большой вероятностью продлятся на автомобили, собранные в России. Ситуация с автомобилями импортной сборки, которые куда больше зависят от курсов валют, сейчас не очень интересная и интереснее до конца года не станет — это по большей части касается премиальных автомобилей. На вторичном рынке, предполагаем, что те, кто взял автомобиль в конце 2014 года с мотивом «надо вложиться во что-нибудь», к осени начнут массово сливать эти машины. Телевизоры и микроволновки, массово скупленные в декабре прошлого года, народ уже распродал этой весной, а до машин очередь дойдет, просто чуть позже. В стране нет предпосылок для улучшения экономической ситуации, части автовладельцев станет еще тяжелее платить кредит за машину или содержать ее, и они предпочтут избавиться от этого груза. Поэтому настанет «время машин», увеличится количество предложений на вторичке, усилится конкуренция с рынком новых автомобилей.
Думаю, что и цены пойдут вниз. Вот «Королла»: она собирается за границей, имеет определенную цену в долларах, и поэтому ценник вот — 1,2 млн рублей. Ценник на двухлетнюю «Короллу» тут же двигается к 700–800 тысячам. При этом есть прекрасный новый «Хендай Солярис» за 650 тысяч, который в целом по уровню оснащенности не уступает, а местами и превосходит, но еще и новый, и гарантийный, и нужного цвета. Поэтому цены на новые машины, собранные в России, будут снижать цены на те автомобили, которые нельзя купить из-за высокого курса доллара. В итоге это сдвинет вторичный автомобильный до разумных пределов.
Кто хочет купить сейчас — ищите и спокойно выбирайте. Сейчас можно выгодно приобрести автомобиль более высокого класса. При этом недорогой автомобиль можно сейчас очень выгодно продать. Тем, у кого кризис поджимает, лучше не ждать осени, а продавать свою машину сейчас. Если вы взяли машину надолго, а особенно под 5-летний кредит, и вас все устраивает, то не предпринимайте никаких резких движений, потому что вас ситуация вообще не коснется.
Фото автора