Posted 11 ноября 2015,, 12:30

Published 11 ноября 2015,, 12:30

Modified 2 марта 2023,, 16:46

Updated 2 марта 2023,, 16:46

«Мы против 3.73»: пермские дальнобойщики присоединились к всероссийскому протесту

«Мы против 3.73»: пермские дальнобойщики присоединились к всероссийскому протесту

11 ноября 2015, 12:30
Анастасия Вяткина
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
Разбираемся, что заставило дальнобойщиков по всей стране выйти на трассы и требовать, чтобы власти их услышали.

«Занимаем обочины, но обязательно оставляем одну полосу в каждом направлении свободной. Общаемся со СМИ, администрацией, сотрудниками МВД. Демонстрируем массовость, солидарность и решимость грузоперевозчиков. Далее — расход. Можно прокатиться колонной. Если до 15 ноября постановление не будет отменено, переходим к более мощному воздействию. Отказываемся перевозить грузы. Загоняем грузовики на стоянки. Водителей направляем в отпуска», — так организаторы акции протеста готовили дальнобойщиков к «сходу».

В чём проблема?

Еще в 2013 году в России был принят закон, согласно которому с середины ноября 2015 года водители грузовых машин с полной массой более 12 тонн обязаны платить 3,73 рубля за километр пробега. Законодатели обосновали введение этой платы интенсивным разрушением дорожного полотна большегрузными машинами.

Для контроля расстояния и оплаты будет использоваться система «Платон», а за неуплату предусмотрены значительные штрафы: 5 тысяч рублей для водителей, 40 тысяч — для должностных лиц и частных предпринимателей, и 450 тысяч для юридических лиц.

Что касается самой системы «Платон» (она тоже очень не нравится дальнобойщикам), то, по сведениям издания «За рулем», организаторы этого проекта еще не предоставили перевозчикам подробные инструкции по установке оборудования, процессу обработки поступающих счетов и т. д. Кроме того, чтобы совершить оплату по предварительно согласованному маршруту, необходимо выставление расчетного счета, который компании, владеющие парком тяжелых грузовых автомобилей, также пока не получили.

Естественно, наибольшее возмущение дальнобойщиков и перевозчиков вызвал сам «ценник» — 3,73 рубля за каждый километр. С ним даже небольшой рейс в 300–400 километров (Пермь-Екатеринбург, к примеру) становится дороже на 1–1,5 тысячи рублей, а большие пробеги выходят гораздо дороже. По мнению дальнобойщиков, такая нагрузка не только опустошит их собственные карманы, но и сделает дороже многие продукты. Молоко, бензин, даже почтовые отправления — все это может подорожать. Правда, насколько именно — в рублях и копейках — станет дороже для пермяка, к примеру, коробочка плавленого сыра из Верхней Пышмы, никто не посчитал.

В Росавтодоре заранее подсчитали, что в связи с «оплатой проезда» может подорожать хлеб, мука и молоко, так как в структуре автомобильных грузоперевозок на продовольственные товары приходится всего 8,5%, и основная доля перевозимой продукции (83%) — это навалочные грузы. Тем не менее, протестующие дальнобойщики делают упор именно на подорожании социально значимых грузов и продуктов питания.

Где бастуют?

За несколько дней до вступления закона в силу акции протеста прошли по всей России. Грузоперевозчики решили показать властям массовость, солидарность и решимость. В множестве регионов России прошли (или еще идут) «сходы» и забастовки.

Так, сотни фур и грузовиков встали в правых полосах федеральных трасс М4, М51, М55. Стоит Подмосковье, Санкт-Петербург, Волгоград… В соседнем Екатеринбурге дальнобойщики выстроились на ЕКАДе, в Омске и Новосибирске — почти что заблокировали въезд в город. А в Приморье «сход» не состоялся. Как пишут одни дальневосточные СМИ, грузоперевозчикам не согласовали массовую акцию, т.е. не разрешили проводить протест. По данным других изданий, в акции протесты уже не было надобности, так как местные власти предложили мирно обсудить проблему накануне. И даже обсудили.

«Общий «враг» объединил и весьма представительных руководителей крупных транспортных компаний, и обычных частников, которые, судя по одежде, пришли на встречу с властью, что называется, «от станка», то есть, надо полагать, прямиком из кабины собственного тягача-большегруза», — так об «акции протеста» пишет дальневосточное онлайн-издание Primamedia.ru.

В Перми дальнобойщики собрались за поселком Лобаново и провели 20-минутную акцию протеста. Пермская версия «Мы против 3.73» оказалась не слишком массовой: три-четыре десятка фур и группа поддержки на легковых автомобилях.


Что просят?

Отмены оплата проезда по федеральным трассам, снижения этой оплаты, какой-то ясности с системой «Платон» и объяснения, как и на что будут распределяться заплаченные деньги. В конце концов, просто просят, чтобы их услышали.

Сергей Павченко, ИП, перевозит продукты в рефрижираторе: — Хочу обратиться к Конституции РФ: статья 74 указывает, что на территории РФ не допускается установка пошлин сборов, границ и иных препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Транспортные перевозки относятся у нас к услугам, которые оказываются населению, торговым организациям и промышленным предприятиям. Какую сферу не возьми, везде используются грузоперевозки по автодорогам. Нам говорят, что эта плата нужна для возмещения ущерба, который наносят федеральным дорогам транспортные средства весом более 12 тонн. На сегодняшний день, ответственность за нанесение вреда дорожному покрытию наступает предусмотрена в том случае, когда у нас вес пятиосного состава (автопоезда) превышает 40 тонн, а шестиосного состава — 44 тонны, либо идет превышение нагрузки на ось, установленной на конкретной дороге. Теперь даже среднетоннажные автомобили попадают под это постановление об оплате. И получается, что 12-тонный грузовик «наносит вред дороге», рассчитанной на нагрузку 10 тонн на ось.

Дмитрий Логидин, ИП, перевозит различные грузы: — Автоперевозки относятся к услугам. Подорожает в итоге всё: от соли до щебенки для этих же дорог. Кто-то молоко возит — молоко тоже подорожает, и хлеб, и медикаменты. Некоторые московские оптовики уже подняли ценник на 40%. Мы из-за чего сейчас здесь стоим? Из-за того, что нам нечем и неоткуда будет заплатить эти деньги. Мы уже заплатили транспортный налог, за топливо, за страховку, за тахограф, за обслуживание банком… Мы не против заплатить за состояние дорог, но нам действительно нечем. А 15 ноября — уже почти завтра, и надо ехать, надо работать. Как? При этом, «Платон» — это частная система, негосударственная. Получается что же, что мы наши деньги платим каким-то «Рогам и копытам»?

Елена Генатова, ИП, перевозит бензин и молоко: — Нас обязали поставить ГЛОНАСС, нас обязали поставить тахограф за 30 тысяч, потом обязали поставить другой за 40 тысяч. Еще и солярка растет в цене постоянно, и транспортный налог поднялся. Государство уже имеет сборы на дороги через акцизы на топливо. Теперь прежде чем ехать, я должна зайти в личный кабинет этой системы «Платон», заплатить в соответствие с маршрутной картой. Заплатить я должна перед рейсом, а оплату рейса я получу только через две недели от диспетчера. При этом если погрузка сорвалась, оплату нельзя отменить, она «когда-нибудь вернется! И как я должна дальше ехать?

Что говорит власть?

Между тем, власть сказала свое слово накануне. Во вторник, 10 ноября, на сайте правительства РФ появилось постановление об изменениях в порядке взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Сумму временно решили уменьшить в 2,5 раза. Как сообщается в официальном документе, «принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом».

Так, за один километр пути по федеральным трассам, грузоперевозчик будет платить не 3,73 рубля, как предполагалось ранее, а лишь 1,53 рубля. Такой сниженный тариф будет действовать недолго — до 29 февраля 2016 года. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го будет введен новый тариф — 3,06 рубля за один километр.

Чем все закончилось?

Судя по многочисленным сообщениям из всех уголоков России, дальнобойщики обратили на себя внимание. В основном, из-за пробок. Стоящие в правой полосе колонны фур порой серьезно затрудняли движение, но до полной блокировки въездов и выездов не дошло (ведь и не собирались). В Перми акция протеста дальнобойщиков почти не вызвала затруднений в движении. От Лобаново они выдвинулись в сторону Западного обхода, на аварийке и с гудением клаксонов.

Будут ли еще акции протеста? Возможно, но маловероятно. Тариф не отменен, но снижен на время. При этом далеко не каждый дальнобойщик лично и перевозчик в юридическом смысле готов на неделю ставить машины на стоянки или блокировать трассы. Лучше пойти в рейс и привезти денег: сборы оплатить и семью накормить.

"