Posted 22 января 2016,, 09:40

Published 22 января 2016,, 09:40

Modified 2 марта 2023,, 16:26

Updated 2 марта 2023,, 16:26

Руководитель филиала транспортной компании: «Платон» — шаг в сторону легализации грузоперевозок

Руководитель филиала транспортной компании: «Платон» — шаг в сторону легализации грузоперевозок

22 января 2016, 09:40
Лилия Козлова
Фото: Properm.ru
«Частникам придется открыть карты государству и налоговой. 15 тыс. км за месяц на фуре явно не для своих целей на дачу наездил. На сегодняшний день существенная доля рынка внутренних грузоперевозок находится в тени», — считает руководитель филиала транспортной компании «ТРАСКО» в Перми Денис Кива.
Сюжет
Платон

Недовольство перевозчиков системой «Платон» спадает с пиковых значений. Акции протеста направлены уже не столько против системы, сколько против увеличения тарифа, которое планируется с марта 2016 года.

Эксперты полагают, что для новой волны «дальнобои» ждут «свежего» повода. Между тем, уже больше месяца без ответа остаются заявки на получение бортовых устройств, поданные пермскими транспортным компаниями в начале декабря. Не лучше ситуация обстоит и в других регионах.

«Бортовых устройств нет в наличии, а информацию о том, когда появятся приборы, и сколько компаний уже накопилось в электронной очереди, не предоставляют», — подтвердила Properm.ru координатор межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Наталья Полякова.

Транспортным компаниям, успевшим оформить свои заявки до начала действия системы, повезло больше. Такие перевозчики успели «обкатать» систему и сделать первые выводы. Одна из таких компаний — ООО «ТРАСКО», существующая на рынке грузоперевозок с 1995 года, в Перми филиал компании ведет свою деятельность более 15 лет. О недостатках и преимуществах «Платона» Properm.ru рассказал руководитель филиала транспортной компании «ТРАСКО» в Перми Денис Кива.

— Возникали ли проблемы на этапе внедрение «Платона», и как это отразилось на деятельности компании?

— На нашей компании ввод системы взимания платы отразился не так ощутимо, как на других перевозчиках. 90% всех наших перевозок — международные (Западная Европа, Скандинавия, Китай), 10% — внутрироссийские. После утверждения проекта властями , мы поняли, что отменить ввод системы в эксплуатацию вряд ли удастся. Заявку на получение бортовых устройств для системы мы оформили в октябре, процедура прошла достаточно быстро. В течение недели получили устройства, и к 15 ноября наш парк из трехсот 20-тонных автопоездов был ими оборудован.

— Действительно ли некоторые перевозчики сейчас не могут получить бортовые устройства?

— Такая проблема есть, до 15 ноября заявки оформляли единицы. Все надеялись на отмену или хотя бы перенос срока действия закона. Сейчас в связи с повышенным спросом устройств не хватает, их нет в наличии. Тех, кто пишет заявки на получение и регистрацию, пока игнорируют, не объявляя никаких сроков. Заявки висят в ожидании не только в Перми, но и в других регионах. Сколько таких компаний — сказать сложно, такой информации нет в открытом доступе. Чувствуется неготовность к большому спросу.

— Какой выход есть у тех, кто не успел вовремя подать заявку и оказался в электронной очереди?

— Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы. Первая — через использование бортового устройства, вторая — через использование маршрутных карт. Если вы не успели получить бортовое устройство, а ездить нужно и получать штраф не хочется, то придется оформлять и оплачивать маршрутные карты.

Внести плату, пополнив лицевой счет, можно через личный кабинет на сайте системы «Платон» или в центре информационной поддержки пользователей, а также через терминалы самообслуживания. При оформлении маршрутной карты владелец машины указывает начальный и конечный пункты поездки, дату и время начала движения по маршруту; регистрационный знак автомобиля, на который оформляется маршрутная карта, и номер свидетельства о регистрации большегруза.

— Можно ли избежать штрафа и внести изменения в маршрутную карту?

— Нет, действующую карту можно только отменить и создать новую. Сделать это можно в любой момент до окончания поездки, указанного в карте. Через личный кабинет или обратившись в колл-центр. Но обменять маршрутную карту нельзя. Чтобы изменить маршрут пользователь должен отменить маршрутную карту до времени начала поездки, указанного в маршрутной карте при ее оформлении, и оформить новую карту, это делает работу неудобной.

— Удобны ли в использовании бортовые устройства?

— С ними гораздо проще, устройство представляет собой ГЛОНАСС/GPS, GSM модули. Расчет платы и автоматическое списание денежных средств с Лицевого счета происходит на основании данных о движении транспортного средства, которые поступают в систему от Бортового устройства. Внешне прибор напоминает видеорегистратор.

— Какие недоработки в системе вы заметили за два месяца ее использования?

— Интересно, что позиция «Платона» и его разработчиков заключается в том, что ошибок у них нет. На принятые от пользователей жалобы, в компании аргументированно отвечают, правда с разной долей убедительности. У нас возникали некоторые вопросы к работе системы. Например, когда две машины шли рядом по одному маршруту, списание средств при этом было разное. Нам на это ответили, что причина в расчетном часе, так называемой «отсечке», после которой начисления переходят на следующий день. Условно, если одна машина проехала в 23:00, вторая по этому же участку позже, то списание пройдет следующей датой, отсюда и возникла разница. Мы это перепроверим и будем контролировать.

— Видите ли какие-то преимущества в системе?

— Несмотря на многие негативные моменты «Платона» я лично вижу и позитивные стороны во внедрении системы, во всяком случае для такой крупной компании как наша. Сейчас более половины зарегистрированных в системе пользователей — физические лица. Большинство из них как раз участвовали в прошедших пикетах, акциях, забастовках.

Проблема крупных компаний в том, что у них много накладных издержек. Крупные компании работают только «в белую» по безналичному расчету. У мелких компаний затрат меньше, они не платят налоги, не страхуют ответственность перевозчика, но они заманивают клиента низкими ставками. Соответственно часть рынка находится в руках таких частников, которые работают «за наличку», а это не совсем честная конкуренция.

Сейчас частникам придется показать свои маршруты, открыть карты государству, в том числе и налоговой. Конечно, это не выгодно «физикам». До внедрения системы любой мог купить фуру, вести бизнес и говорить при этом: «Я не езжу, заказов нет, ничего не получаю, вот и налогов не плачу». Сейчас к таким владельцам большегрузов появятся вопросы. 15 тыс. км за месяц на 12-тонном грузовике человек явно не для своих целей на дачу наездил. Внедрение системы — шаг в сторону легализации бизнеса грузоперевозок. На сегодняшний день, к сожалению, очень большая доля рынка грузоперевозок «в тени».

— Сколько транспортных средств среди автопарка большегрузов в России, зарегистрированных в системе принадлежит физлицам?

— По данным «Платона», в декабре в государственной системе взимания платы прошли регистрацию более 19 тыс. владельцев «12-тонников» с общим парком в 34 тысячи транспортных средств. Из них 64% — физические лица, 15% — индивидуальные предприниматели и 21% — юридические лица. Всего в системе «Платон» зарегистрировались 123 тыс. владельцев транспортных средств с общим парком в 650 тыс. автомобилей.

— Как относитесь к идее сделать и региональные дороги платными для большегрузов?

— Мне кажется, для начала надо посмотреть, что будет с этим проектом. На мой взгляд, достаточно федеральных. Федеральные трассы действительно сейчас пытаются объезжать по региональным дорогам, но, во-первых, не везде есть дублеры, во-вторых, это потеря во времени. Я не думаю, что многие компании будут прибегать к объездным путям.

— Считаете ли целесообразным проведение митингов и протестных акций?

— Обсуждать то, что происходит, нужно и можно, но делать это необходимо конструктивно. В прошедших митингах и пикетах есть положительные моменты. Например, это привело к отсрочке введения полноценного тарифа (3,73 р/км) до марта 2016. Та же ситуация со штрафами.

— Как относитесь к идее отмены транспортного налога?

— Положительно. На мой взгляд, следует отменить транспортный налог, средства, которые собирает «Платон» — весьма существенные. Второй момент — Если у меня есть машина, но она не работает, почему я должен платить транспортный налог?

— Насколько произошло удорожание перевозок?

— Тарифы и ставки должны были повыситься, но у нас пока это процесс идет очень туго. Не все клиенты готовы переплачивать из-за введения системы. В марте, когда поменяется тариф, возникнет еще больше вопросов. У нас вопрос стоит не так остро, потому что 90% перевозок — это «международка». Рейсы довольно дорогие, проходят не только по территории России, но и по Европе. Для международных перевозок текущее повышение в процентном соотношении несущественное, в среднем примерно на 1–2%. Совсем другая ситуация у тех перевозчиков, для кого основной бизнес — перевозки по России.

— Один из основных аргументов митингующих — повышение цен как следствие внедрения «Платона». Что вы думаете по этому поводу?

— Так было всегда, всегда так будет, и ничего с этим не сделать. Об этом должны думать в правительстве. В сфере бизнеса мы переживаем за то, что нам клиенты не всегда готовы компенсировать эти затраты.

— Вы верите в то, что средства, собранные «Платоном», будут направлены по целевому назначению?

— Сложно сказать. Хочу верить. Но время покажет. Вообще, конечно, вспоминается ежегодное закрытие дорог для большегрузов на период весенней распутицы. С 01 апреля на 45 суток закрывались дороги для проезда грузовиков. Объяснялось это так — снег тает, дорожное покрытие слабое, много грунтовых вод, и, чтобы дороги не портить, ездить не будем. 45 суток — это приличный срок, так вот власти ввели платные пропуски. Эти деньги якобы шли на восстановление дороги, которую ты портишь в период весенней распутицы. На что реально уходят собираемые деньги — неизвестно, но с дорогой ничего не происходит. Отсюда и закрадываются сомнения, что с «Платоном» может случится нечто подобное. Зависит от того, насколько эффективно будет организована система и контроль за ее эксплуатацией, особенно в сфере расходования собранных средств.

"