Posted 3 марта 2016,, 04:00

Published 3 марта 2016,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 16:10

Updated 2 марта 2023,, 16:10

Дмитрий Жебелев: Благими намерениями вымощены ад и пермские дороги

3 марта 2016, 04:00
«Не все помнят, но в 2007 году, когда это все начиналось, дороги, конечно, были не чета нынешним. То была уже наступившая катастрофа», — Properm.ru попросил инициатора знаменитой пермской акции «Антиреклама разбитых дорог» вспомнить, как пермяки бились за хорошие дороги.

— «Благими намерениями вымощены ад и пермские дороги» — это был мой любимый слоган. Но действительно народным стал другой — «Пермские дороги: мы научим страну материться». Так весело мы сочиняли девизы в рамках акции «Антиреклама разбитых дорог». Потом был плакат на въезде в город, а до этого — дорожный дозор с измерением всех ям Перми, и еще раньше — самый массовый в истории Прикамья автопробег «Мы скорбим по пермским дорогам». Тысячи автомобилистов, никакой политики, обычные люди — идеальная история, лучше не придумаешь. И вот он результат этих благих намерений, по которому мы все ездим.

Не все помнят, но в 2007 году, когда это все начиналось, дороги, конечно, были не чета нынешним. То была уже наступившая катастрофа. Полуметровой глубины кратеры на центральных улицах, провалы размером с машину на второстепенных, ежедневно переполненные шиномонтажки с многочасовыми очередями. Это если без преувеличений. Тогда это реально достало каждого.

Не все помнят форум Teron.ru в том его виде. Это, ребята, было, как если бы объединить сегодня «ВКонтакте» и Facebook. И при этом все их пользователи сидят в одной группе. И все друг друга знают. Силища! Именно там все и начиналось.

И уж тем более никто не помнит господина Коновалова, президента «Общества содействия автолюбителям», которого как юриста попросили помочь оформить документы по митингу «Мы скорбим по пермским дорогам». А он взял, и от своего имени его отменил, выступив в новостях всех местных телеканалов и рассказав о предупреждениях ФСБ насчет террористов и прочих политических провокаций. Не имея никакого отношения к акции. Такой трусливый позор, что даже мне до сих пор стыдно за человека. А вы, если не помните, то и не надо. Того не стоит.

Зато я помню, как тысячи обычных автомобилистов тогда перекрыли весь административный медиаресурс простыми листовками в файликах на своих машинах. С лозунгом «Мы скорбим по пермским дорогам», местом и временем акции. Как каждый второй, а то и первый спрашивал меня — где можно взять такие же. И когда я доставал уже подготовленный запас бумажек — в благодарность брал и обнимал меня или тряс руку с такой силой, как будто оторвать хотел. А уж как мы погудели тогда, 7 апреля 2007 года, на Компросе! Все вместе, разные и разом.

Еще я помню, как потом пришлось пахать в «Дорожном дозоре». Как десятки автомобилистов в свои выходные с рулетками измеряли ямы, каждую фотографировали и заносили в бланк с адресом и ориентирами. Если вы не в курсе, то по нашему ГОСТу выбоина меньше, чем 60×15×5 см — это ровная дорога. И чиновнику каждый раз нужно доказать, что это — яма. Больше двух тысяч таких доказательств тогда собрали пермяки. И доказали главное — что умеют не только гудеть.

Помню, как это не помогло, и мы пустили в ход последний аргумент — юмор. Тогда родилась акция «Антиреклама разбитых дорог». А вместе с ней народный слоган «Пермские дороги: мы научим страну материться!», который перекочевал на тысячи автомобильных наклеек. Помню, как собрали деньги на рекламный плакат «Добро пожаловать в Пермь — город разбитых дорог!» Который мы с альпинистом, 100-килограммовым генератором «субаристов» и такой-то матерью за ночь повесили на здании у Красавинского моста. С благодарностью вспоминаю главу Кировского района, чье рвение с незаконным снятием плаката раздуло скандал краевого масштаба и довело нас до губернатора.

Кое-чего пермяки в те годы все-таки добились. Появились длительные гарантии на отремонтированные дороги, их содержание стали оплачивать не по объему работ, а по текущему состоянию, жителям Прикамья дали возможность жаловаться на ямы онлайн. Объем дорожного ремонта и строительства выросли в разы. Как результат, в 2011–2013 годах пермские дороги стали одними из лучших в стране. За пределами МКАД, конечно. Наверное, это могло случиться и без участия автомобилистов. Но ведь случилось-то с ним.

А, да, главное — я тогда узнал, что люди обалденные. Они могут объединиться и вместе совершить настоящее чудо. Потом мне это очень помогло.

И вот 2016-й год. Я уже полчаса пытаюсь оторвать прикипевшее к ступице колесо, которое моя подруга пробила в яме. Дежавю. В новостях то тут, то там проскакивают новые старые инициативы — протестовать, проверять гарантийные дороги и мерить ямы, написать на плакате все, что водители думают о чиновниках. Такой замкнутый, но постоянно двигающийся круг. Весна за весной и каждую весну то же самое. Как карусель «Сюрприз», где тебя пристегивают ремнями, будто ты псих, и крутят-крутят-крутят. До тошноты.

Это было бы смешно, если бы не было так убийственно. Возможно, вас бесят ямы, жаль денег на ремонт колес и подвески, но кому-то наши дороги обходятся куда дороже. Только по официальной статистике ГИБДД за год в Пермском крае из-за неудовлетворительного состояния улиц и трасс сейчас гибнет более 100 человек, еще более 1,5 тысячи — калечатся. 126 аварий, 178 раненых и 6 смертей — лишь за январь 2016 года. Тут не до шуток.

Мы так и будем умирать сотнями, пока не остановим эту карусель. Чтобы ездить по хорошим дорогам, стоит менять не асфальт, а людей. Так что надо идти на выборы, и выбирать себе новую дорогу.

Фото из личного архива Д.Жебелева

"