Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

По следам ретро-ралли «Пекин-Париж» в Перми: ажиотаж возле «Урала» и Aston Martin с запчастями от Lada

30 июня 2016, 18:45

По следам ретро-ралли «Пекин-Париж» в Перми: ажиотаж возле «Урала» и Aston Martin с запчастями от Lada
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
Хоть в ралли и едут олдтаймеры, гонка проводится по всем правилам: с «легендами», штурманами, чек-пойнтами, контролем времени, ночевками в гостиницах, кемпингах, пустынях… О том, как проходит гонка, Properm.ru расспросил директора ралли Фреда Галлахера и команду сопровождения по территории России.

Первая гонка «Пекин-Париж» прошла в 1907 году, вторая — через 90 лет, в 1997 году. Третья — в 2007 году, после этого стали проводить раз в три года. Это самое серьезное соревнование для ретро-автомобилей в мире. Это гонка «на выживание». За 36 дней нужно пройти почти 15 тысяч километров. Не просто проехать из города в город, но и пройти спецучастки разного рода: по дорогам, по грунтовкам. Не все участники это выдерживают, кто-то отказывается от прохождения спецучастков из-за состояния машины. Не все участники изначально едут на 100% в спортивном режиме. Некоторые спецучастки владельцы автомобилей, которые стоят не одну сотню тысяч евро, не проходят. Но кто претендует на спортивные награды, обязан проходить весь без исключения маршрут.

Чтобы пуститься в такое путешествие, нужно быть не только смелым, но и очень небедным человеком. Один лишь взнос за участие составляет 40 000 фунтов стерлингов, а питание, проживание, заправка, ремонты, доставка машины до Пекина оплачиваются участниками самостоятельно сверх того. Впрочем, все участники — люди обеспеченные. В ралли участвуют больше 100 ретро-автомобилей из 22 стран. Стоимость автомобилей: от 20 тысяч до 1 млн евро. В пелотоне — вся классика мирового автомобилестроения. Бентли, Бьюики, Форды, Кадиллаки, Итало. Год выпуска — все до 1985 года. Есть автомобили с деревянными колесными спицами, есть с цепным приводом — почти полная реконструкция. Это все едет, движется, еще и соревнуется на время. В связи с тем, что соревнование на выносливость, разрешаются все же отклонения от изначальной конструкции, влияющее на безопасность, т.е. ремни, каркасы…

Еще два года назад организаторы грандиозного автомарафона не собирались прокладывать маршрут по территории нашей страны. Маршрут ралли 2016 года должен был проходить через Тибет, Ирак, Иран и другие страны, но… Огромное количество восторженных отзывов участников ралли-2013 привело к тому, что был вновь выбран маршрут через Россию.

Фред Галлахер — директор ретро-ралли «Пекин-Париж 2016», один из ведущих комиссаров FIA и обладатель огромного послужного списка в мире автоспорта. Пять побед в Чемпионате мира по ралли, семь — в ралли-рейдах, плюс к этому титул обладателя Кубка Мира FIA в 1997 году. За время своей спортивной карьеры был штурманом у Ари Ватанена, Петтера Солберга, Симона Жан-Жозефа и Тима Салонена, неоднократно принимал участие и побеждал в ралли Монте-Карло, Париж-Дакар, ралли Швеции. Штурман в командах WRC: Skoda (1975–76), Triumph (1977–80), Talbot (1981), Opel (1982–83), Toyota (1984–91), Lancia (1992), Ford (1998–99). Штурман в ралли-рейдовых командах: Citroen (1990–97), Mitsubishi (2000–2001). Организатор или координатор множества крупных международных соревнований, в том числе и таких ралли исторических автомобилей, как Лондон — Сидней в 1993 году, и Лондон — Кейптаун в 1998 году. Шестикратный участник Дакара, причём в 1996 году занял второе место в классе.

— Фред, лично вас можно назвать любителем автовинтажа? Вы поклонник или коллекционер?

— Коллекции нет, но я очень-очень люблю старые автомобили. У меня есть Lancia 1939 года и Porsche 1962 года. Я большой поклонник инженерного гения марки Porsche, поэтому есть еще новый 911-й.

— У нас есть информация, что с дистанции полностью сошли уникальные автомобили, ровесники Первой мировой войны. Что случилось с этими машинами?

— У них были технические проблемы. Происшествий типа аварий или серьезных повреждений не было. Были механические неполадки. Это обычная ситуация. Машины готовятся разными механиками и на разном уровне. Поэтому первые два-три дня гонки становятся очень показательными: те машины, которые сделаны слабо, обычно сходят с дистанции. Их очень легко доставить обратно в Пекин или вперед в Улан-Батор, откуда они смогут вернуться домой.

Кстати, о ДТП. Джоан Ворс вместе с мамой в роли штурмана ехали на автомобиле Volvo Amazon 122S 1968 года выпуска под номером 70 и даже лидировали. Но, увы, после того, как дамы перевернулись в Монголии, мать Джоан не смогла продолжить участие из-за травмы. Выбор здесь простой: либо выходить из гонки, либо искать нового штурмана. Где? Да посмотреть по сторонам. Место штурмана Джоан Ворс в тот же день, прямо на границе Монголии и Республики Алтай, заняла Елена Егорычева из Барнаула, которая ехала в составе Support Team (команда сопровождения — прим.ред.). Паспорт — с собой, визы — есть, английский — на уровне, штурманские навыки — а куда без этого, если твой папа чемпион СССР по ралли.

— Правда ли, что один из «Роллс-Ройсов» загорелся во время гонки?

— Это был экипаж из Малайзии, ехали отец и сын. Произошло возгорание в моторном отсеке. Они остановились на 2–3 дня, чтобы отремонтировать машину. Они хотели нас догнать, но сейчас они на 1200 километров позади нас. Возможно, они присоединятся к нам вечером 1 июля в Казани. Но есть другая проблема: у них может закончиться срок визы в Белоруссию. Я заранее предложил им «ход конем»: объехать через Латвию, Литву, и присоединиться к нам примерно в Польше. И я уверен, что до Парижа они нас точно догонят.

— Все машины гонки поделены на два класса: «Винтаж» с годом выпуска до 1941 года и «Классика» с годом выпуска до 1975 года. А на чем движется команда сопровождения?

— У нас есть 16 грузовиков и несколько Toyota Hilux техпомощи. Участникам нельзя иметь собственное техническое сопровождение, но мы обеспечиваем их механиками, докторами и другими. Лично я сижу на заднем сидении одного из «Хайлюксов».

— Много ли экипажей заблудились в Монголии?

— Были те, кто немного сбился с пути. У нас есть GPS, он работает. У каждой машины есть спутниковый маячок, в штабе ведется постоянный мониторинг передвижения гонки. Поэтому нам сообщают, если кто-то отправился не по пути, а направо или налево, мы тут же отправляем один из траков, чтобы участника вернули на нужный путь. Мы нашли всех, кто потерялся (смеется. — прим.ред.)

"Wild Mongolia" Видео: Finn-Webster Peking to Paris 2016

— По дороге от Алтая до Перми были серьезные погодные проблемы, которые существенно осложняли движение гонки?

— Мы были готовы даже к тому, что какие-то погодные условия могут разрушить дорогу. На 48 часов вперед нас ехали люди, которые следили за состоянием дороги и безопасности проезда. Также у нас есть траки, которые в случае необходимости могли бы выровнять проезд. С сильными проблемами мы не сталкивались.

Другое дело, это личные ощущение погоды, мои и участников гонки. Мы предполагали, что может быть даже очень жарко. Я переживал, что температура будет доходить до +30–32 градусов, будет очень сухо, и не хватит возможностей кондиционеров. И никто из нас не взял теплую одежду! Я ношу этот пуловер уже третью неделю… Сейчас мы двигаемся к Москве, к Минску, думаю, там мы уже не замерзнем.

— Ранее планировалось, что маршрут гонки будет проходить из России в Европу по территории Украины. Насколько экстренно пришлось принимать решение о проезде через Белоруссию?

— Мы поменяли маршрут, когда геополитическая ситуация на Украине усложнилась (прокладка маршрута началась в 2014 году — прим.ред.). Дело в том, что речь идет не только о том, насколько это действительно безопасно, а о том, как думают участники гонки. Они собираются со всех уголков мира, и то, что они думают зачастую отличается от того, что есть на самом деле. Для вас важно обеспечить им не только физическую безопасность, но и дать ощущение безопасности. Сейчас у нас это получается на 100%.

Участники гонки чувствуют себя очень комфортно. В приятном шоке они были от количества пермяков, пришедших к Уралу. По словам участников гонки и команды сопровождения, Пермь стала первым городом на маршруте, где встреча была ТАКОЙ массовой. Это внимание спортсменам было очень лестно, за исключением случаев, когда "зрители" так окружали винтажные машины, что наступали на пальцы механикам.

Каждую гонку владельцы винтажной техники диву даются, как русские механики умудряются за пару часов починить антикварные аппараты в отсутствии оригинальных запчастей. Если бы вы только знали, сколько русских железяк уезжает на этих олдтаймерах... После гонки 2013 года знаменитой стала история о «Роллс-Ройсе» с рессорой от «Газели». Кажется, в этом году ее побьет другая история: один из участвующий в гонке Aston Martin едет на амортизаторе от LADA. А вот вам случай прямо из Перми: у Bentley Derby 1935 г.в. (экипаж из Бельгии) загнуло рулевую тягу. Владелец машины Вилли Ван Лун так бы и стоял рассеянно возле «Урала», с мольбой о специнструменте в глазах. Помощь подоспела от местных раллийных механиков: прямые руки, молоток, ну и известный третий компонент. Сняли за 2 минуты!

— Кто все эти люди? Правда ли, что такие гонки можно назвать «ралли миллионеров»?

— Действительно, чтобы принять участие в это ралли, надо иметь определенную сумму денег (примерно 40 тысяч фунтов стерлингов и накладные расходы — прим.ред.). Либо это должно быть мечтой всей вашей жизни, и вы много лет копили. У нас есть участники почти с каждого континента, из очень большого количества стран. Самое крутое, что может быть в этом ралли, что эти самые богачи едят ту же еду, что и простые механики, спят рядом в одних палатках, делят все вместе и ненастье, и хорошую погоду.

— Ралли внутри себя делится на множество категорий: классическое, штурманское, спринты, рейды и так далее. К какой категории можно отнести трансконтинентальную гонку на ретро-машинах «Пекин-Париж»?

— Это все-таки микс. Многие из участников действительно едут для того, чтобы посмотреть разные страны и то, как все выглядит. Такое travels-rally (ралли-путешествие — прим.ред.). Но в каких-то местах мы задаем некие рамки, говорим об ограничении по скорости, задаем время — и здесь, кто не успел, получает штрафные баллы.

— Маршрут предполагает не только передвижение по дорогами общего пользования, но и прохождение спецучастков, спортивных отрезков по грунтовым дорогам. Как выбирали эти участки?

— Мы стараемся идти по главной дороге, но тем не менее в маршруте сохранены участки и через деревни, леса, с повышенной трудностью проходимости. Без них было бы неинтересно. Чтобы выбрать спецучастки, мы вели большую подготовительную работу с помощью онлайн-карт, в том числе Google Maps, а потом выбранный маршрут проверяли координаторы. Мы знаем, что иногда выбранное место оказывается куда лучше, чем выглядело сверху. А иногда бывает и наоборот.

"Rally Cross Russia" Видео: Finn-Webster Peking to Paris 2016

Главная философия наша вот в чем. Люди с каждым днем путешествуют все больше, несмотря ни на какие экономические и политические проблемы. Это не может не радовать. А теперь представьте ситуацию: участник нашего ралли возвращается домой, встречается с другом и рассказывает, что был в России. Тот ему ответит, что тоже бывал. Но наш гонщик скажет: «Да, но ты не проехал 5 тысяч километров среди непроходимых трасс и маленьких деревень. Ты не видел в России всего того, что видел я!»

Маршрут гонки «Пекин-Париж» проходит по большой части территории России, не захватывая, пожалуй, Дальний Восток. Но такое трансконтинентальное ралли — не единственное в мире, хоть и самое протяженное. В 20-х годах прошлого века проходило ралли из Нью-Йорка в Париж, через Аляску, Владивосток и всю Россию. Я мечтаю, чтобы такое ралли снова состоялось. И еще я мечтаю однажды в своей жизни полностью проехаться по Транссибирской магистрали.

— Что больше всего заполнилось в гонке 2016 года из пройденного маршрута по территориям Китая, Монголии и России?

— Монголия — ты можешь ехать сутки, и не встретить ни одного человека. Еще заполнились ночи в кемпингах, в палатках. Было очень холодно, на моей палатке был лёд. На один день мы остановились в Новосибирске, и это был такой контраст после Монголии: чистые номера, горячий душ, халаты, постельное белье…

Когда ты летишь из Европы напрямую и приземляешься в Пекине или Улан-Баторе, видишь резкую смену окружающего мира. А когда едешь в обратную сторону, наблюдаешь, как очень медленно меняются черты лица у людей, меняется внешний вид деревень. Минута за минутой, час за часом, день за днем — меняется все. Это огромный опыт, и я очень ценю это!

Мы готовимся увидеть большие реки: Каму, Волгу. Я не запомнил названия рек в Сибири, к сожалению. Я был в России несколько раз, и Волга — та река, которая навсегда меня поразила.

— Как принимают гонку в разных городах? Насколько я знаю, участникам ралли безумно нравится российское гостеприимство.

— Начиная с Новосибирска, нам устраивали головокружительные встречи! Арки, музыка, радость. В Пермском крае нас встретили еще и в Чусовом: сотни людей, музыка, подарки для участников гонки, возможность купить местные продукты. Очень здорово, что мы вызываем такой интерес у местных жителей.

Мы видели возросшее число российских ретро-каров на протяжении всей нашей поездки, машины в хорошем состоянии, в Перми около «Урала» мы видим массу ретро-каров, в том числе и военных. Очень здорово, что в России это тоже становится хобби. Было бы здорово, если в 2019 году в ралли «Пекин-Париж» вновь примет участие хотя бы один российский экипаж.

Советские ретро-кары, в том числе и военные, к "Уралу" привезли парни из пермского музея "Ретро Гараж".

— В Екатеринбурге к каналу ралли «Пекин-Париж» присоединились участники локального ретро-ралли «Урал-Поволжье». Какая была реакция была у участников гонки на российские олдтаймеры?

Все были приятно удивлены, а некоторые даже поразились, увидев старые русские машины. Мы очень-очень-очень рады видеть их в нашей компании!

— Есть ли шанс, что в 2019 году гонка вновь пройдет через Пермь?

— Шансы велики. В Пермском крае и на Урале в целом великолепный «ландшафтный дизайнер».

Гонка проводится раз в три года, а готовится за два года. Сейчас мы уже начинаем задумываться, что и как будет проходить в 2019 году. Трехлетний интервал между гонками от того, что это очень большое событие, оно требует очень много приготовлений. При этом такой интервал между гонками делает ралли и личным событием для участника. Три года — тот срок, когда ты можешь помечтать, подготовиться, собрать всю информацию.

— Этот вопрос попросили задать две сотни читателей: «А как вам наши дороги?»

— Я постараюсь быть дипломатичным. Они то вздутые, то в них есть дырки, то идет много-много грузовых автомобилей. Но что касается маленьких дорог, по которых мы едем, они в хорошем состоянии. Видимо, в этом отличие федеральных дорог от региональных. И еще очень заметна разница при смене субъекта федерации, дорога меняется прямо на границе. В Пермском крае я заметил много строительных процедур на дорогах и надеюсь, что дороги станут гораздо лучше через три года, к гонке 2019 года.

Напоследок пара слов о ралли "Урал-Поволжье". В нем принимают участие шесть экипажей на автомобилях советского производства: ЗАЗ 966 1969 г.в. (Белоруссия), ГАЗ-21 1965 г.в. (Чайковский), ГАЗ-21 1958 г.в. (Екатеринбург), ГАЗ-21 1964 г.в. (Екатеринбург), ВАЗ-2101 1977 г.в.(Ижевск) и ГАЗ-24 1984 г.в. (Пермь). По данным на 30 июня лучший результат показывает пермский экипаж - ГАЗ-24,Олег и Денис Тарановы.