Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пять шагов, чтобы стать легендой: мастер-класс от LADA 4×4

30 мая 2017, 22:00

Пять шагов, чтобы стать легендой: мастер-класс от LADA 4×4
В 1977 году автомобиль ВАЗ-2121 (он же «Нива», он же LADA 4×4) впервые сошел с конвейера. В 2017 году автомобиль отмечает 40-летие. Вспоминаем самые яркие моменты из жизни юбиляра.

40 лет назад, 5 апреля 1977 года начался серийный выпуск ВАЗ-2121 «Нива» — первого полностью оригинального автомобиля, разработанного на Волжском автозаводе. Главный конструктор Владимир Соловьев, ведущий конструктор Петр Прусов, дизайнер Валерий Семушкин, ведущий испытатель Вадим Котляров и другие специалисты ВАЗа создали поистине уникальную модель, открывшую новую эру в истории полноприводных машин.

Шаг 1. Создать уникальную концепцию

Приказ о разработке нового типа автомобиля поступил «сверху» в 1970 году. Коллективам заводов Иж, АЗЛК и АвтоВАЗ было поручено создать принципиально новую модель, сочитавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника. На тот момент в СССР выпускались УАЗ и «Волынь», их и напоминали первые прототипы ВАЗ-2121: упрощенный кузов с брезентовым верхом, два ведущих моста.

«По «Ниве» в то время сложилась критическая ситуация. При обсуждении концепции автомобиля ВАЗ-2121 было очень много споров. Маститые специалисты отстаивали классический вариант — утилитарная форма, рама, барабанные тормоза спереди и сзади, зависимые подвески колёс. То есть, всё склонялось к традиционному открытому джипу. И это понятно — в то время по-иному никто и не мыслил. Но мы, молодые, видели эту машину совсем другой. Такой, какой она в итоге и получилась — не в деталях, конечно», — вспоминал о создании автомобиля ведущий конструктор Петр Прусов.

Несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза — эти «легковые» атрибуты были впервые применены на внедорожнике такого класса. В то время как в мире на вездеходы ставили низкооборотные моторы большого объема, ВАЗ использовал высокооборотный двигатель. Постоянный полный привод тоже был в новинку. Обычно на внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. На «Ниве» же полный привод задействован всегда, и машина в любой момент готова к преодолению трудных участков.

Шаг 2. Провести отличный старт

Все 70-е годы борьба между заводами при разработке автомобиля нового типа шла и на испытательных полигонах, и в кабинетах «наверху». Уже в 1974 году остались лишь два «финалиста» проекта: прототипы «Нивы» и ИЖ-14. Однако Минобороны, которому принадлежал завод ИЖ, пропустило «гражданских» вперед. В 1977 году ВАЗ-2121 перебирается на основной конвейер и попадает в продажу. Установленный ценник на старте продаж — 9 000 рублей, через два года — уже 10 300 рублей.

Более двух третей ВАЗ-2121 тогда поставлялись на экспорт. «…Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала… погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее! «Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал!», — писал в воспоминаниях Петр Прусов.

В архивах АвтоВАЗа существует фильм, посвященный старту ВАЗ-2121. Об автомобиле рассказывает главный испытатель «Нивы» Вадим Котляров. «Автомобиль стал сочетанием несочетаемого. Идею проверили еще в 1972 году: малый вес, мощный двигатель, хорошая развесовка по осям», — рассказывает инженер.

За три с лишним десятилетия из 1,8 миллионов произведённых «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тысяч внедорожников. «Нива» была единственным советским автомобилем, экспортируемым в Японию!

В отличие от большинства советских автомобилей, цены на ВАЗ-2121 не были демпинговыми. Так, бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок, а дизельная — чуть меньше 26 тысяч. В Англии ее стоимость составляла в январе 1996 года 7999 фунтов стерлингов (12078 долларов США по курсу того времени). До сих пор «Нивы» можно встретить в отдаленных местечках по всей Европе от Норвегии до Греции.

Автомобиль становится легендой тогда, когда он оказал влияние на весь мировой автопром, становится родоночальником целого класса. Показательный пример: в 1986 году японцы подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».

Шаг 3. Побеждать в спорте и экспедициях

В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж — Дакар», советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли сразу две престижнейшие гонки — «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а другой француз — Андре Тресса- выиграл на нашей «Ниве» два других ралли: «Ралли Фараонов» в Египте» и «Алжирское ралли» Еще через год «Нива» вновь взяла «серебро» на «Дакаре», а в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум!

То, что для других экспедиция, для «Нивы» была работа. Автомобиль успешно трудился и трудится на всех континентах. Даже в Антарктиде на российской станции Беллинсгаузен стандартная версия «Нивы» в течение нескольких лет успешно эксплуатировалась, демонстрируя надежность и приспособленность к работе в экстремальных условиях. Побывала «Нива» и на Северном полюсе. А также на Эвересте, Фудзияме… В 1998 году она поднялась в базовый лагерь под Эверестом на высоте 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726 м над уровнем моря.

Шаг 4. Стать кинозвездой

Российские блогеры, поклонники легендарной модели, подсчитали, что «Нива» снялась в массе фильмов, при чем по обе стороны Атлантики. ВАЗ-2121 можно увидеть, к примеру, в «Детройт — город рока» (США, 1999), «Другой мир» (США, Германия, Великобритания, Венгрия, 2003) или бондиане «И целого мира мало» (Великобритания, США, 1999). И, конечно, «Нива» не раз засветилась с отечественном кино. Пересмотрите «Любить по-русски» (Россия, 1995) и «ДМБ» (Россия, 2000), к примеру.

Прошла «Нива» и испытания культовым автомобильным ток-шоу Top Gear. Там советский автомобиль топили в болоте «по сложившейся традиции».

Шаг 5. Оставаться в строю

LADA 4×4 стала основой для множества модификаций. На базе LADA 4×4 выпущено около 30 версий: пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы, спасателей. Были в истории автомобиля и уникальные проекты — от армейской амфибии до циркового автомобиля, на котором по арене ездили дрессированные медведи.

Гражданские модификации прошли проверку временем и расширили круг фанатов LADA 4×4. Наиболее известная вариация — длиннобазовая пятидверная LADA 4×4. Автомобиль отличается увеличенной на полметра колесной базой и наличием пяти дверей. Самая современная вариация на тему LADA 4×4 — Urban (дословно «городской»). Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бампера в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала.

В течение выпуска LADA 4×4 постоянно обновляется, и сегодняшний автомобиль заметно отличается от первых образцов. Два крупных этапа модернизации были проведены в 1993 и 2009 годах. Бережно сохраняя классический стиль, инженеры АВТОВАЗа полностью модернизировали «начинку» внедорожника. Только за последний этап модернизации в машине появилось 250 новых элементов, в каждом из которых — опыт миллионов километров по дорогам — и без них. Автомобиль стал более динамичным, комфортным и безопасным. Улучшилась управляемость — как на шоссе, так и на бездорожье. Обновления продолжаются и сегодня: в 2016 году на LADA 4×4 появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.

В 2017 году АВТОВАЗ создал поклонникам новую версию LADA 4×4, посвященную юбилею легенды. LADA 4×4 в версии ''40 Anniversary'' — особая отделка салона и экстерьера, оригинальные диски колес, специальные шильдики с символикой юбилея. Партия юбилейных LADA 4×4 ограничена — всего будет выпущено 1977 машин (эта цифра означает год начала производства внедорожника). В салоне каждого автомобиля прикреплена табличка с уникальным порядковым номером от 0001 до 1977. Увидеть уникальный юбилейный автомобиль уже можно — он есть в дилерском центре «Лада Центр Пермь».

Во всех крупных городах России Lada 4×4 отметит свой юбилей. В Перми большой праздник в честь легендарной модели назначен на 15 июля 2017 года в «Лада Центр Пермь». Он пройдет в виде масштабного Off-road шоу LADA 4×4 на специально подготовленной площадке. В программе праздничного дня пермякам обещан настоящий внедорожный тест-драйв LADA 4×4, знакомство с автомобилем в юбилейной версии ''40 Anniversary'' и еще масса интересных событий. Следить за новостями можно здесь.