Posted 30 мая 2017,, 17:00

Published 30 мая 2017,, 17:00

Modified 2 марта 2023,, 14:09

Updated 2 марта 2023,, 14:09

Пять шагов, чтобы стать легендой: мастер-класс от LADA 4×4

30 мая 2017, 17:00
В 1977 году автомобиль ВАЗ-2121 (он же «Нива», он же LADA 4×4) впервые сошел с конвейера. В 2017 году автомобиль отмечает 40-летие. Вспоминаем самые яркие моменты из жизни юбиляра.

40 лет назад, 5 апреля 1977 года начался серийный выпуск ВАЗ-2121 «Нива» — первого полностью оригинального автомобиля, разработанного на Волжском автозаводе. Главный конструктор Владимир Соловьев, ведущий конструктор Петр Прусов, дизайнер Валерий Семушкин, ведущий испытатель Вадим Котляров и другие специалисты ВАЗа создали поистине уникальную модель, открывшую новую эру в истории полноприводных машин.

Шаг 1. Создать уникальную концепцию

Приказ о разработке нового типа автомобиля поступил «сверху» в 1970 году. Коллективам заводов Иж, АЗЛК и АвтоВАЗ было поручено создать принципиально новую модель, сочитавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника. На тот момент в СССР выпускались УАЗ и «Волынь», их и напоминали первые прототипы ВАЗ-2121: упрощенный кузов с брезентовым верхом, два ведущих моста.

«По «Ниве» в то время сложилась критическая ситуация. При обсуждении концепции автомобиля ВАЗ-2121 было очень много споров. Маститые специалисты отстаивали классический вариант — утилитарная форма, рама, барабанные тормоза спереди и сзади, зависимые подвески колёс. То есть, всё склонялось к традиционному открытому джипу. И это понятно — в то время по-иному никто и не мыслил. Но мы, молодые, видели эту машину совсем другой. Такой, какой она в итоге и получилась — не в деталях, конечно», — вспоминал о создании автомобиля ведущий конструктор Петр Прусов.

Автомобиль становится легендой тогда, когда он оказал влияние на весь мировой автопром, становится родоночальником целого класса. Показательный пример: в 1986 году японцы подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».

Шаг 3. Побеждать в спорте и экспедициях

В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж — Дакар», советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли сразу две престижнейшие гонки — «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а другой француз — Андре Тресса- выиграл на нашей «Ниве» два других ралли: «Ралли Фараонов» в Египте» и «Алжирское ралли» Еще через год «Нива» вновь взяла «серебро» на «Дакаре», а в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум!

То, что для других экспедиция, для «Нивы» была работа. Автомобиль успешно трудился и трудится на всех континентах. Даже в Антарктиде на российской станции Беллинсгаузен стандартная версия «Нивы» в течение нескольких лет успешно эксплуатировалась, демонстрируя надежность и приспособленность к работе в экстремальных условиях. Побывала «Нива» и на Северном полюсе. А также на Эвересте, Фудзияме… В 1998 году она поднялась в базовый лагерь под Эверестом на высоте 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726 м над уровнем моря.

"