Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Илья Денисов: «Висим хочет новую дорогу, но она не может быть дорогой в никуда»

Илья Денисов: «Висим хочет новую дорогу, но она не может быть дорогой в никуда»
Фото: Properm.ru
Жители микрорайона считают, что проблема острая и требуют у городских властей немедленных решений. Городские власти отвечают, что через несколько лет построят долгожданную дорогу ТР-53. Почему нельзя пустить автобусы по старой дороге, почему для строительства новой дороги нужно подождать и стоит ли садиться в нелегальную «Газель» — на вопросы Properm.ru отвечает Илья Денисов, начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми.

В ноябре 2015 года администрация Перми запретила через суд работу частных извозчиков на подъеме в микрорайон Висим. Причина этого — слишком большой уклон проезжей части на улице Восстания. В ответ жители района перекрыли один из перекрестков, выйдя на проезжую часть. В мае 2017 года жители микрорайонов «Висим», «Висим-1» и «Висим-2» создали петицию с требованием организовать транспортное обслуживание многотысячного населения микрорайона. В июне городские власти пообещали, что для решения проблемы транспортной доступности «Висима» будет построена дорога. Ранее сообщалось, что в следующем году пройдут проектно-изыскательные работы, а финансирование строительства будет в 2020–2021 годах. С мнением жителей микрорайона о принудительном фитнесе Properm.ru познакомился ранее, на очереди — мнение городских властей о прошлом и будущем микрорайона.

Как получилось, что микрорайон Висим оказался «замурованным»?

— Проблема не нова. Микрорайон Висим никаким образом не развивался примерно до 2001 года. Там не было газа, не было централизованного водопровода. Население микрорайона составляло порядка 5 000 жителей. В начале 2000-х там появился газ, вода и канализация, и благодаря этому наконец стало возможно заниматься застройкой этой территории. Появились высотные дома. Сегодня население микрорайона составляет около 15–17 тысяч человек.

Единственным, что не было тогда сделано — дорога. Единственная связь района с дорожной сетью Мотовилихи — улица Восстания, на участке от улицы 1905 года до улицы Зенкова. Но она имеет ненормативный уклон. В зависимости от технической категории дороги допустимым уклоном считается от 60 до 90 промилле, там уклон достигает 130–140 промилле. По нормативам содержания эта дорога была переведена из третьей категории во вторую, чтобы зимой не допускать скользкости, ведь там в любом случае ездит личный автотранспорт. Общественный транспорт там не ходит. Хотя на протяжении всех этих лет там ходили нелегальные маршрутки.

Движение общественного транспорта по ненормативному уклону запретил дорнадзор ГИБДД. Так?

— Да, они запретили. Но городские власти и не разрешали там ездить общественному транспорту!

Не разрешали ездить ОТ по ненормативному уклону, население района продолжало прирастать. Почему ничего не делалось с дорожной сетью?

— С начала 2000-х сильно изменилась градостроительная обстановка. Нерационально сегодня строить ту старую забытую дорогу по улице Смирнова, потому что у нее ноль перспективы, это «дорога в никуда». Она могла бы быть актуальной еще в 2005 году, но потом — уже нет. Есть вариант строить новую дорогу, есть вариант каким-то другим образом дать жизнь микрорайону.

Если третий мост через Каму расположится в Мотовилихе со створами в Верхнекурьинской и 1905 года/Смирнова, то микрорайон получит большую хорошую развязку: заезд на Висим прямо с моста и съезды на улицы Лифанова, 1905 года, Свердлова и так далее. Таким образом, подъездные пути к новому мосту станут для них той самой новой дорогой. Но этот вариант, повторюсь, существует как «если».

Есть другой вариант, и он уже частично осуществлен. Это перспектива более удачного развития микрорайона — строительство дороги ТР-53. Сейчас построена хозспособом часть этой дороги, так называемые проспект Октябрят. Но эта часть дороги также имеет ненормативный уклон. Если запроектировать и построить проспект Октябрят в нормальном виде, она свяжет Висим с Ивой, с Грибоедовским, с возможностью выхода на Восточный обход и переход Старцева-Ива. Мы считаем это оптимальным вариантом. Есть поручение Анатолия Дашкевича на проектирование этого участка ТР-53. Думаю, в следующем году оно состоится. А дальше нужно будет приступать к строительству. Если это мост, — это вопрос десятилетия, а ТР-53 — ближайшее будущее.

Понятно, что проектирование дороги не делается за три дня. Но все же — что делать жителям Висима с их «транспортной доступностью»?

— В том, что в микрорайоне не обеспечена транспортная доступность, жители Висима ошибаются. В нормативных документах транспортная доступность на территории города Перми (город-миллионник) не должна превышать 600–800 метров до ближайшей остановки. От остановки на площади 1905 года до ближайшей остановки наверху расстояние составляет 600 метров, а подъезд на личном автотранспорте обеспечен. Формально вопрос решенный и не требует дополнительных обсуждений. Конечно, мы все понимаем, что там тяжело ходить пешком по лестнице, особенно людям в возрасте. И со стороны городской администрации решение вопроса со строительством участка ТР-53 в виде нормативного проспекта Октябрят — как раз та мера, которая поможет решить проблему.

Предположим, жители Висима поймут это объяснение и будут держаться. Но сколько?

— Если проектирование и получение экспертизы проекта займет 2018-й год, в строительство можно будет заходить в 2019-м. Но это, конечно, идеальные сроки.

На 2018–2019 годы городские дорожные планы уже отчетливо видны — это улица Строителей и реконструкция улицы Революции, да и дальше перспективы есть. Какой объект «поделится» деньгами, чтобы город смог зайти в проект ТР-53?

— Я бы про деньги здесь не говорил. Проблемы решаются по мере их возникновения. Сейчас самое главное — войти в процесс проектирования участка. Будет проект — будут изыскиваться средства. Не думаю, что краевое правительство откажет в софинансировании проекта, так как это в перспективе важная магистраль. Еще раз вспомню улицу Смирнова, на этот раз про деньги: траты на нее и на участок ТР-53 получатся схожими, однако она останется «дорогой в никуда», а проспект Октябрят — часть большого инфраструктурного проекта, который и проблемы Висима решит, и поможет микрорайону Грибоедова. И в итоге на ТР-53 потом придется меньше тратить, ведь ее часть уже будет сделана.

Вернемся к общественному транспорту. Город никогда не разрешал ездить там автобусам, но они откуда-то брались. Откуда?

— В свое время комфортное передвижение нелегальных маршрутов по территории города Перми было обычной ситуацией. Туда ездили нелегалы, тем самым приучив людей ездить на автобусе. От этого и взялась «проблема транспортной доступности микрорайона Висим». Если бы люди были приучены ходить там только пешком и ездить на личном автотранспорте, сейчас это не было бы проблемой. Но для нелегалов это было выгодным делом: спуститься с горы, проехать через весь Рабочий поселок, доехать до Ушинского. Людям нравилось, им было удобно. Нелегалов запретили, убрали — сразу и администрация города стала плохая, и ГИБДД плохая. А мы всего лишь не даем людям расшибиться на автобусе на этом уклоне.

Люди говорят, что там никогда не было происшествий. Чего бояться?

— У нас заведено сильно полагаться на русский «авось». Представьте себе на этом спуске автобус, у которого отказали тормоза или рулевое управление. Неконтролируемое транспортное средство не просто двигается, а летит вниз на перекресток улиц Восстания и 1905 года, особо заполненный всегда, с непрерывным движением. Сколько человеческих жизни после такого не досчитаемся? И в этом случае будет виноват городской департамент дорог и транспорта, который открыл этот маршрут. Будет виновата и ГИБДД, которая согласовала этот маршрут, и дорнадзор, которые допустил движение ОТ по такой дороге. Виноваты будут все. Поэтому не стоит критиковать и обижаться, когда вам не дают убиться.

Илья Денисов: Нелегалов запретили, убрали — сразу и администрация города стала плохая, и ГИБДД плохая. А мы всего лишь не даем людям расшибиться на автобусе на этом уклоне.

По слухам, людей продолжают возить какие-то микроавтобусы.

— Я знаю, что ни одного маршрута регулярных перевозок от «1905 года» до микрорайона Висим нет. Такая поездка остается на совести перевозчика и на совести самих людей, которые рискуют так передвигаться. Это их зона ответственности.

И мы, и ГИБДД постоянно проводим контрольные мероприятия — регулярные перевозки там не выявляли. Не исключаю, что поездки могут проходить под статусом «заказной перевозки», это не запрещено законодательством. За такими перевозками и перевозчиками введется наблюдение со стороны управления автодорожного надзора и прокуратуры.

Еще раз заострю внимание. Если человек воспользовался услугами таких перевозок и что-то произошло, ответственность перед ним и компенсацию ущерба будет нести именно перевозчик. А город не будет иметь к этому происшествию никакого отношения, потому что с нашей стороны — там запрещено движение ОТ.

В Перми есть еще подобные районы, про которые можно сказать «замуровали»?

— Рядом там подъем на Вышку-2 — узкий от пруда наверх, по улице Мостовая. Клубок проблем Висима, Вышки-2, отчасти микрорайона Архирейка — они все решаются строительством дороги ТР-53. В Генплане Перми еще в 1974 году эта дорога уже была заложена. Улицы Целинная и Лянгасова ее часть, но достроили дорогу только до улицы Пороховой. В этом году будет проектироваться часть ТР-53 от улицы Журналиста Дементьева до выхода на микрорайон Запруд. В следующем — проектирование проспекта Октябрят. Возможно, что такими отрезками, когда снимается напряжение в конкретной точке, вся дорога и будет сделана.

На карте Перми есть немало точек, которые хотелось бы расшить. Микрорайон Крохалева — он активно развивается, появился крупный спортивный объект, идет застройка этого микрорайона, строится соседний микрорайон Октябрьский. А связи с городской дорожной сетью отчетливо не достает.

На улице Крисанова от Пушкина до шоссе Космонавтов тоже ненормативный уклон, поэтому там ездит только трамвай. В Генплане есть эстакадная конструкция, все знают. В прошлом году ниже ЦКР по шоссе Космонавтов зашел «Сатурн-Р» и начал строить огромный микрорайон, а как оттуда выезжать? Единственный вариант — только направо на шоссе Космонавтов. И они уже требуют у администрации Перми решения, как им оттуда выезжать. С другой стороны вдоль железной дороги большой микрорайон сдал ПЗСП. Им куда выезжать? Путепровод уже стоит полностью, он загружен на 100%. Так вот Крисанова была бы той улицей, которая облегчила бы жизнь всем: разгрузка ЦКР, разгрузка Малкова и Гознака, новая связь с Карпинского/Стахановской. И это все, конечно, надо решать. Чем быстрее, тем лучше.

Фото из VK «ПЗСП»

Приоритеты с новыми дорожными объектами в Перми расставлены правильно. Выход из города на федеральную трассу «Пермь-Екатеринбург» был очень проблемным — прошло 5–6 лет и уже что-то решилось, в следующем году проект будет завершен. Въезд в город со стороны шоссе Космонавтов — тоже решается. В транспортной модели Перми просчитаны «мощности» транспортных развязок, там где они исчерпываются, на перспективу уже ищутся решения. Проблемных точек — много, и если проблема не решается прямо сейчас, сегодня, это не значит, что она не решается вообще.