Posted 18 августа 2017,, 04:00

Published 18 августа 2017,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 14:45

Updated 2 марта 2023,, 14:45

Александр Черепанов: Насмотрелись на мировые ретро-ралли, задумали гонку «Молотов-Сталинград-Севастополь»

18 августа 2017, 04:00
Анастасия Вяткина
По следам недавно промчавшегося через Пермь «Le Trophee Paris-Pekin 2017» беседуем с директором пермского автомобильного музея о теплых пермских приемах, патриотических автопробегах и воспитании культурных людей. И немного подглядываем в запасник музея.

— В 2016 году Пермь встречала трансконтинентальную гонку, ретро-ралли «Пекин-Париж» (125 экипажей, 35 дней). В этом году наш город вновь посетило ретро-ралли «Париж-Пекин». Давайте объясним в двух словах, чем различаются эти автопробеги, так как многие пермяки спрашивают, почему недавний визит «миллионеров на автовинтаже» был скромнее.

— «Пекин-Париж» — крупнейшая в мире ретро-гонка. В 2016 году маршрут проехали 125 экипажей за 35 дней. Кстати, проезд через Пермь и вообще весь маршрут полностью совпадали с самым первым пробегом «Пекин-Париж» в 1907 году. В этой гонке экипажи двигаются по спортивному регламенту: в определенное время нужно быть на определенном месте, получить отметку. Гонку проводит FIA и британская The Endurance Rally Association раз в три года. Следующая гонка — в 2019 году, однако к нам они не заедут. Принято решение провести маршрут по югу России и Казахстану, может быть маршрут затронет Уфу. Это и спорт, и путешествие, поэтому организаторам надо удивлять участников, вести их разными маршрутами.

А «Париж-Пекин», Le Trophee Paris-Pekin 2017, который был у нас недавно, это по большому этакая автомобильная прогулка. Масштабы гонки в четыре раза скромнее: 30 участников, 5 машин сопровождения, спортивного регламента нет, главное — доехать.

— Наш город Пермь в нее попал тоже в соответствии с каким-то историческим маршрутом или случайно?

— Не случайно. Мы так хорошо встретили «Пекин-Париж» в прошлом году в Перми и в Чусовом, что отзывы дошли и до французов. Они вышли на нас, чтобы мы здесь оказали содействие во встрече участников пробега.

Если в прошлом году мы вместе с Андреем Сметаниным из Чайковского подготовили участникам ретро-ралли «Пекин-Париж» шикарные спецучастки вдали от федеральных трасс (участники хлебнули там и холодов, и бездорожья, и грязищи), то нынешняя гонка шла по дорогам с твердым покрытием, по кратчайшим расстояниям.

В пробеге участвует 32 ретроавто и около 70 человек — представители Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Германии, Норвегии. Почти все они пенсионеры, но не самые бедные, для них это путешествие мечты. Первым автомобилем, который проехал от Парижа до Пекина, был Citroen Traction — первый в мире переднеприводный французский автомобиль. Поэтому у французов, особенно у владельцев Citroen, проехать по тому же маршруту — мечта жизни. И еще тому первому пробегу от Парижа до Пекина ровно 100 лет в 2017 году.

— Судя по машинам, в этих двух гонках ехали разные участники?

— Это так. Люди были совсем другие. Тоже, конечно, очень обеспеченные, но не такие психи (смеется). Но такие же общительные и любопытные. Они, кстати, с большим интересом изучали наши отечественные ретро-автомобили, которые мы подогнали к «Уралу». Около 20 машин выставили: «Волги», «Жигули», «Москвичи», приезжали «Победа» и «Чайка».

— Помощь по маршруту, встреча на центральной площади, показ советских машин — кажется, у «РетроГаража» уже сформирован универсальный кейс, по которому Европа полнится слухами о Перми. Сколько еще гонок готовы принять по такому сценарию?

— Мы всех готовы встретить! Но встречи неодинаковые, стараемся каждый раз чем-то удивить. В этом году всем участникам подарили пряники ручной работы с символом «Пермь Великая», они были просто поражены! Важная вещь, которую мы сделали в прошлом году и повторили в этом — бригада волонтеров-переводчиков. Бригада у нас работала уже опытная, прошлогодняя. Двадцать человек из Политеха, говорили на английском и французском. Когда у гостей не возникает языкового барьера, впечатления гораздо лучше.

В холле «Урала» мы сделали выставку автомобильной живописи пермского художника Кирилла Зибницкого, а в самом центре стоял макет скульптуры «Рабочий и колхозница» и фото ее в 1937 году на всемирной выставке в Париже. Французы очень оценили. Потом они по маршруту рассказывали, что в Перми был самый лучший прием.

В Томске мы с этим ралли бываем каждый год. Приезжаем почти инкогнито, особо никого не предупреждаем. Но в некоторых городах нас заранее ждут, зная о старте пробега. Самый шикарный прием у нас был нынче в Перми — там нас встретили на своих авто участники клуба любителей ретроавто. В итоге получился большой праздник с участием отечественных и иностранных машин. И наши были рады посмотреть на старинные авто из-за границы, и иностранцы с удовольствием разглядывали наш раритетный транспорт.
Из интервью команды сопровождения «Париж-Пекин» изданию vtomske.ru

— Почему в этом году не пускали людей во внутренний двор «Урала»? Ведь многим хотелось еще посмотреть на винтажные машины.

— Приняли такое решение для спокойствия участников. Многие попросту не задумываются, сколько стоят эти автомобили и как сложно найти аутентичную детальку, которую умудрился отвинтить какой-то ребенок, подошедший для фото. Мы ограничили количество людей, в один момент находящихся на площадке, но если были свободные пропуска — пускали. В общем, это было для порядка и комфорта участников гонки.

— Когда участники «Париж-Пекин» стартовали из Перми дальше, вслед за ними стартовал и автопробег «РетроГаража» по Пермскому краю. Решили продолжить прошлогодний опыт и в этом?

— Да, нам понравилось. Но в этом году поменяли маршрут. В 2016-м мы прошли «югами» — Очёр, Чернушка, Чайковский. А в этом году — на север поехали: Чусовой, Губаха, Березники, Усолье, Соликамск. Поняли, что надо использовать мобильность нашей музейной экспозиции и показывать ее в разных уголках Пермского края, чтобы народ имел представление.
Люди очень любят ретро-автомобили, и даже в глубинке стараются сохранить хоть что-то. Встречают всегда с большим интересом, машины смотрят, фотографируются, много спрашивают. В прошлом году программа пробега ретро-автомобилей по Прикамью у нас была «развлекательно-видовая», а в этом больше патриотическая, часть мероприятий проводили совместно с пермским отделение Военно-исторического общества и ДОСААФ. И еще одна важная цель была у нас: презентация вклада пермских предприятий в автомобильную промышленность СССР.

— Встречи на заводах?

— Нет, хотя изначально встречи задумывались. Мы обсуждали это с краевым Министерством промышленности, о конкретных важных точках шла речь. Но к старту нашего пробега их энтузиазм угас почему-то.

— А местные владельцы винтажных машин на ваш приезд отзываются?

— Не то слово! Местные автомобильные коллекционеры на любом маршруте всегда активизируются: все свои ласточки собирают, заводят, приезжают. Вовлекаются!